Выявляем профессиональные дефициты: диагностика компетенций педагогов Подмосковья
Академия социального управления (АСОУ) Московской области служит центром мониторинга и куратором федеральных и региональных программ и проектов развития образования. Издательство цифрового контента «Физикон» не только создало цифровые тесты для проведения диагностики профессиональных компетенций педагогов, но и взяло на себя задачи по проведению серии тестирований и обработке результатов.
Ситуация и цели проекта
Ежегодно в АСОУ повышают квалификацию и проходят профессиональную переподготовку 25 тысяч работников образования Московской области. Результаты диагностики профессиональных компетенций педагога являются одним из показателей всесторонней оценки эффективности качества образования Московской области. Педагог же использует их для прохождения аттестации.
В АСОУ – региональном институте системы образования – стояла задача совершенствования процедур оценки качества образования на муниципальном и региональном уровнях с учетом современных вызовов. Текущий уровень тестовых материалов и автоматизации не устраивал заказчика, и в 2020 году было принято решение пересмотреть процесс тестирования педагогов, внедрив современные цифровые технологии для повышения эффективности и прозрачности.
Ситуативно необходимо было определить уровень владения предметными, метапредметными и методическими компетенциями и выявить профессиональные дефициты, на основе результатов определить индивидуальную образовательную траекторию педагога по восполнению дефицитов.
Задачи проекта
Выявление профессиональных дефицитов с помощью диагностики – проект комплексный, в нем были решены несколько взаимосвязанных между собой задач:
- основная наша задача – разработка контрольно-измерительных материалов (КИМ) нового образца для проведения диагностики;
- разработка системы оценки, автоматизация всех требуемых аналитических отчетов;
- разработка методических материалов по прохождению тестирования; подготовка службы информационно-технической и методической поддержки к большому потоку обращений пользователей;
- организация и проведение несколько раундов тестирований участников (совместно с заказчиком);
- оперативная обработка результатов и предоставление многоуровневой и всесторонней отчетности.
Контрольно-измерительные материалы
Специально для проекта были разработаны более 1400 заданий, собранных в различные тесты:
- для педагогов по 19 школьным предметам и начальной школы в нескольких вариантах каждый;
- для воспитателей и методистов ДОУ, педагогов-организаторов, тьюторов, социальных педагогов, педагогов-психологов, логопедов, социальных педагогов и музыкальных руководителей;
- для директоров и заместителей директоров школ.
Разнообразие КИМ по русскому языку, литературе, математике, информатике, физике, астрономии, химии, биологии, географии, обществознанию, истории, английскому, немецкому и французскому языкам, технологии, музыке, физической культуре, ИЗО и ОБЖ было достигнуто за счет вариативных блоков по проверке предметных, методических и метапредметных компетенций.
Структура КИМ
Предметный тест включает в себя блоки заданий на проверку предметных, метапредметных и методических компетенций. Помимо проверки знаний терминов, законов и формул, задания проверяют владение педагогов компетенциями постановки задач, поиска и извлечения информации, логических действий над объектами предметной области (в т. ч. классификации, сравнения, преобразований), синтеза и обобщения. Задания по метапредметным компетенциям включают 2 кластера заданий: по читательской и математической (или естественно-научной) грамотности.
Каждое задание соответствует одному из четырех уровней сложности и, соответственно, начисление баллов. Первые три уровня проверяются автоматически, четвертый – в ходе экспертной проверки по критериям и образцу.
Тест рассчитан на 3 часа.
Обобщенный план варианта КИМ
№ |
Тема |
Умения |
Компетенции |
Максимальный балл |
Сложность |
---|---|---|---|---|---|
1 |
Действительные числа |
Знать предмет в пределах ФГОС СОО и ПООП |
Предметные |
2 |
Б |
2 |
Уравнения и неравенства |
Знать предмет в пределах ФГОС СОО и ПООП |
Предметные |
2 |
Б |
3 |
Уравнения с параметром |
Знать предмет в пределах ФГОС СОО и ПООП |
Предметные |
3 |
П |
4 |
Системы уравнений |
Знать предмет в пределах ФГОС СОО и ПООП |
Предметные |
3 |
П |
5 |
Последовательности |
Знать предмет в пределах ФГОС СОО и ПООП |
Предметные |
2 |
П |
6 |
Начала математического анализа |
Знать предмет в пределах ФГОС СОО и ПООП |
Предметные |
3 |
Б |
7 |
Координаты и векторы |
Знать предмет в пределах ФГОС СОО и ПООП |
Предметные |
3 |
П |
8 |
Планиметрия |
Знать предмет в пределах ФГОС СОО и ПООП |
Предметные |
2 |
Б |
9 |
Стереометрия |
Знать предмет в пределах ФГОС СОО и ПООП |
Предметные |
3 |
П |
10 |
Элементы комбинаторики и теории вероятностей |
Знать предмет в пределах ФГОС СОО и ПООП |
Предметные |
2 |
Б |
11 |
Читательская грамотность |
Понимать и использовать письменный текст, извлекать необходимую информацию |
Метапредметные |
6 |
Б |
12 |
Математическая грамотность |
Применять математику для решения проблем реального мира |
Метапредметные |
9 |
В |
13 |
ФГОС и ПООП |
Знать пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения |
Методические |
6 |
П |
14 |
Проверка знаний обучающихся |
Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля |
Методические |
4 |
П |
15 |
Игровые технологии |
Разрабатывать и применять современные психолого-педагогические технологии |
Методические |
3 |
Б |
16 |
Проектная деятельность |
Владеть формами и методами обучения, в т. ч. выходящими за рамки учебных занятий |
Методические |
3 |
В |
17 |
ИКТ-компетентность в работе учителя |
Владеть ИКТ-компетентностями |
Методические |
5 |
В |
18 |
Особые образовательные потребности |
Знать основные закономерности возрастного развития, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики |
Методические |
4 |
П |
Стандарты
Задания по предметным компетенциям, как для преподавателей-предметников, так и для воспитателей и методистов ДОУ, педагогов-организаторов, тьюторов, социальных педагогов; охватывают всё содержание ФГОС ООО и ФГОС СОО по предмету, для педагогов начальной школы – ФГОС НОО и ФГОС ООО по русскому языку, математике и окружающему миру.
Задания по методическим компетенциям направлены на диагностику компетенций профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)».
Задания по функциональным компетенциям опираются на официальный фреймворк PISA-2022 и включают – в зависимости от предмета – задания по читательской, математической и естественнонаучной грамотности.
Примеры КИМ
Каждое цифровое задание включает текст, графику, видео, анимации, интерактивные компоненты: цифровой контент издательства «Физикон» характеризуется высоким уровнем интерактивности. Примеры заданий приведены галерее.
Результаты теста
По результатам прохождения теста для каждого педагога автоматически формируется индивидуальный протокол результатов, содержащий:
- сводные результаты: суммарный набранный балл и уровень выполнения работы;
- развернутый анализ результатов диагностики;
- и, как итог, выявленные профессиональные дефициты: предметные, метапредметные, методические.
Каждый участник получает индивидуальный протокол с указанием набранных им баллов и профессиональных дефицитов, для заказчика предоставляются сводные данные диагностики учителей региона.
Онлайн-платформа для диагностики
Диагностические тесты размещены в онлайн-сервисе «Облако знаний», оператором которого является издательство цифрового контента «Физикон».
Процесс диагностики педагогов
Поскольку проект был достаточно объемен в части создания тестов и предполагал массовое тестирование большого количества педагогов, было решено действовать поэтапно.
С мая 2021 г. по октябрь 2022 г. было проведено три этапа тестирования:
- пробный этап, в котором приняли участие несколько школ и педагог по 11 предметам;
- основной этап, в котором приняло участие большинство педагогов Московской области;
- дополнительный этап, в который были приглашены педагоги еще по 7 предметам и педагоги-организаторы и воспитатели ДОУ (для последних были созданы отдельные тесты).
На сегодняшний день все составляющие процесса диагностики отлажены, АСОУ не составляет труда тестировать все новые группы преподавателей, как на обязательной, так и на коммерческой основе. В 2021-22 г. было протестировано более 95 тысяч педагогов Подмосковья.
Уникальность проекта
Проект диагностики функциональных компетенций педагогов Московской области отличается комплексным подходом. От исполнителя, прежде всего, требуется большой опыт создания тестологических цифровых продуктов высокого методического качества и стабильная платформа, выдерживающая большое количество пользователей одновременно. Со стороны заказчика – экспертиза в организации массовых тестирований.
Официально о проекте
Оказание услуг по разработке контрольно-измерительных материалов в цифровом виде для проведения тестирования профессиональных компетенций педагогов общеобразовательных предметов образовательных организаций Московской области и обработке результатов тестирования.
Заказчик: АНО "Центр оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов". Сроки проекта: май 2021 – ноябрь 2022 г.
«Среди достоинств цифровых тестов издательства «Физикон» хочется отметить высокое методическое качество, проработанность структуры, большое количество актуальных и современных заданий с повышенным уровнем интерактивности и мультимедийности, соответствие Федеральным государственным образовательным стандартам и профстандарту "Педагог". В результате нашего сотрудничества Академии социального управления (АСОУ) удалость массово и в короткий срок провести диагностику профессиональных компетенций учителей Подмосковья», – так считает Бурдакова Анна Александровна, заместитель директора Института развития образования АСОУ.