Цифровой контент для ЦОС (Московская область)
Официально: Государственный контракт на оказание услуг в 2019 году по организации доступа к электронным образовательным ресурсам для образовательных организаций Московской области, внедряющих в 2019 году целевую модель цифровой образовательной среды в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование».
Заказчик: Министерство образования Московской области
Старт работ по проекту: ноябрь 2019 г. Завершение активной фазы проекта: июнь 2020 г.
Участники проекта
В 2019 году 100 школ-участников федерального проекта «Цифровая образовательная среда» Московской области были оснащены интерактивным оборудованием для фронтальной работы и мобильными классами. Для эффективного использования оборудования была поставлена задача обеспечить этим школам доступ к домашним заданиям онлайн и инструментам по работе с ними.
Цели и задачи
Цель проекта – увеличение в школах Московской области количества учителей и учащихся, постоянно использующих электронные образовательные ресурсы в образовательном процессе.
От учителей-участников проекта требуется проводить уроки с использованием цифрового контента и освоить назначение, проверку домашних заданий, лабораторных, практических и контрольных работ с помощью онлайн-сервиса.
На исполнителе проекта лежит задача отработать механизм передачи оценок за выполненные учащимися работы в региональный электронный дневник (Школьный портал Московской области).
Программное обеспечение проекта
Для проекта был развернут «Тематический каталог» – специальная редакция образовательного онлайн-сервиса «Облако знаний» для Московской области. Разработчик – издательство цифрового контента «Физикон».
Подготовка к активной фазе проекта
Перед тем, как пригласить учителей в проект, была проведена большая подготовительная работа.
Для проекта мы выбрали электронные образовательные ресурсы по 11 предметам школьной программы издательства «Физикон», компаний «1С» и «Кирилл и Мефодий».
Весь цифровой контент проекта «привязали» в онлайн-сервисе к тематическим поурочным планам. Всего для проекта было разработано около 300 тематических планов на основе учебников Федерального перечня. Заметим, что весь контент запускался из интерфейса онлайн-сервиса и не требовал установки дополнительного программного обеспечения.
В помощь учителю предложили технологические карты уроков по 11 предметам школьной программы различных типов: открытия новых знаний, систематизации и обобщения знаний и умений, развивающего контроля и рефлексии. А в помощь школе – регламент, описывающий роли пользователей – участников процесса, права и обязанности школьного администратора, образовательные процессы по использованию ЭОР, порядок обращений в техническую поддержку.
Специалисты методической и технической поддержки издательства прошли дополнительное обучение и были готовы принять большой поток обращений участников.
Механика проекта
Учителя-участники проекта с декабря 2019 года регулярно проводят уроки с использованием цифрового контента, размещенного в «Тематическом каталоге». Учитель имеет в своем распоряжении не только цифровые ресурсы для проведения уроков, но и набор онлайн-инструментов, с помощью которых он назначает учащимся лабораторную, самостоятельную или контрольную работу для выполнения в классе и дома и контролирует ее выполнение в автоматическом (или полуавтоматическом) режиме.
В «Тематическом каталоге» сохраняются привычные учителю списки учеников и структура классов благодаря тесной интеграции со Школьным порталом Московской области (региональным электронным дневником). Данные учителей и учащихся попадают в «Тематический каталог» из ИСУОД, а обратно в электронный дневник возвращаются отметки за выполненные учениками работы. Переносить вручную отметки не нужно.
Цифровой контент в «Тематическом каталоге» дополнительно сгруппирован по жанрам: интерактивные презентации, лабораторные и практические работы, задания для самостоятельной работы (в т. ч. домашние задания), контрольные работы. Учитель может выбрать нужный цифровой контент и дифференцировано назначить его в качестве учебных активностей. Ответы на эти задания проверяются сервисом автоматически. Проверка заданий творческого характера по-прежнему остается за учителем. В случае необходимости, у учителя есть возможность скорректировать отметку в электронном дневнике.
Методическая и информационная поддержка педагогов
Специально для проекта была разработана серия методических материалов и инструкций: технологические карты уроков, руководства, обучающие видео.
Все материалы перед началом проекта были опубликованы на специально созданном для проекта информационном сайте.
Инструменты статистики и отчетности
Уникальность проекта
Такой проект можно «повторить» не во всех регионах России. Для этого, например, нужна единая на все школы региона платформа электронного журнала – и не просто внедренная "для галочки", а реально работающая. В Московской области такой единый школьный портал работает уже несколько лет – школы фиксируют результаты учебной деятельности только в электронной форме.
В рамках проекта мы не просто предоставили учителю доступ к цифровому контенту для проведения уроков. Мы реализовали комплексное IT-решение, которое повышает уровень использования цифровых технологий в образовательном процессе школы.
Задачи, которые удалось решить в ходе проекта:
- теперь цифровые ресурсы для учителя всегда под рукой: цифровой контент привязан к урочно-тематическим планам, используемым в школе;
- есть инструменты дифференцированного назначения цифровых ресурсов учащимся;
- отработан механизм передачи отметок в региональный электронный дневник;
- отработан механизм синхронной работы учителя и ученика в режиме индивидуальной консультации;
- отработан механизм работы с онлайн-сервисом в школах с плохим интернетом.
Проект в цифрах
|
Продолжение проекта в 2020 году
Активная фаза проекта закончилась в декабре 2019 года. Мы продолжаем оказывать информационную поддержку участникам проекта.
В январе и феврале 2020 г. провели серию встреч: на мероприятиях в формате открытого диалога педагоги обсуждали работу в проекте и делились практическим опытом участия. А самые активные участники проекта были награждены ценными призами.
Планируется продолжение проекта: в 2020/21 учебном годах онлайн домашние задания станут частью единой системы «Контент» Московской области.