Цифровой контент для ЦОС (Московская область)

Официально: Государственный контракт на оказание услуг в 2019 году по организации доступа к электронным образовательным ресурсам для образовательных организаций Московской области, внедряющих в 2019 году целевую модель цифровой образовательной среды в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование».

Заказчик: Министерство образования Московской области

Старт работ по проекту: ноябрь 2019 г. Завершение активной фазы проекта: июнь 2020 г.

Участники проекта

В 2019 году 100 школ-участников федерального проекта «Цифровая образовательная среда» Московской области были оснащены интерактивным оборудованием для фронтальной работы и мобильными классами. Для эффективного использования оборудования была поставлена задача обеспечить этим школам доступ к домашним заданиям онлайн и инструментам по работе с ними.

Цели и задачи

Цель проекта – увеличение в школах Московской области количества учителей и учащихся, постоянно использующих электронные образовательные ресурсы в образовательном процессе.

От учителей-участников проекта требуется проводить уроки с использованием цифрового контента и освоить назначение, проверку домашних заданий, лабораторных, практических и контрольных работ с помощью онлайн-сервиса.

На исполнителе проекта лежит задача отработать механизм передачи оценок за выполненные учащимися работы в региональный электронный дневник (Школьный портал Московской области).

Программное обеспечение проекта

Для проекта был развернут «Тематический каталог» – специальная редакция образовательного онлайн-сервиса «Облако знаний» для Московской области. Разработчик – издательство цифрового контента «Физикон».

Подготовка к активной фазе проекта

Перед тем, как пригласить учителей в проект, была проведена большая подготовительная работа.

Для проекта мы выбрали электронные образовательные ресурсы по 11 предметам школьной программы издательства «Физикон», компаний «1С» и «Кирилл и Мефодий».

Весь цифровой контент проекта «привязали» в онлайн-сервисе к тематическим поурочным планам. Всего для проекта было разработано около 300 тематических планов на основе учебников Федерального перечня. Заметим, что весь контент запускался из интерфейса онлайн-сервиса и не требовал установки дополнительного программного обеспечения.

В помощь учителю предложили технологические карты уроков по 11 предметам школьной программы различных типов: открытия новых знаний, систематизации и обобщения знаний и умений, развивающего контроля и рефлексии. А в помощь школе – регламент, описывающий роли пользователей – участников процесса, права и обязанности школьного администратора, образовательные процессы по использованию ЭОР, порядок обращений в техническую поддержку.

Специалисты методической и технической поддержки издательства прошли дополнительное обучение и были готовы принять большой поток обращений участников.

Механика проекта

Учителя-участники проекта с декабря 2019 года регулярно проводят уроки с использованием цифрового контента, размещенного в «Тематическом каталоге». Учитель имеет в своем распоряжении не только цифровые ресурсы для проведения уроков, но и набор онлайн-инструментов, с помощью которых он назначает учащимся лабораторную, самостоятельную или контрольную работу для выполнения в классе и дома и контролирует ее выполнение в автоматическом (или полуавтоматическом) режиме.

В «Тематическом каталоге» сохраняются привычные учителю списки учеников и структура классов благодаря тесной интеграции со Школьным порталом Московской области (региональным электронным дневником). Данные учителей и учащихся попадают в «Тематический каталог» из ИСУОД, а обратно в электронный дневник возвращаются отметки за выполненные учениками работы.  Переносить вручную отметки не нужно.

Цифровой контент в «Тематическом каталоге» дополнительно сгруппирован по жанрам: интерактивные презентации, лабораторные и практические работы, задания для самостоятельной работы (в т. ч. домашние задания), контрольные работы. Учитель может выбрать нужный цифровой контент и дифференцировано назначить его в качестве учебных активностей. Ответы на эти задания проверяются сервисом автоматически. Проверка заданий творческого характера по-прежнему остается за учителем. В случае необходимости, у учителя есть возможность скорректировать отметку в электронном дневнике.

Методическая и информационная поддержка педагогов

Специально для проекта была разработана серия методических материалов и инструкций: технологические карты уроков, руководства, обучающие видео.

Все материалы перед началом проекта были опубликованы на специально созданном для проекта информационном сайте.

Инструменты статистики и отчетности

Мы стимулируем использование сервиса домашних заданий онлайн с помощью рейтинга школ. Каждую неделю заказчик проекта Министерство образования Московской области получает отчеты о ходе проекта в виде списка школ с данными об эффективности использования онлайн-сервиса. Рейтинг школы в проекте оценивается по показателям: количеству назначенных учителем домашних заданий, доле открытых и выполненных домашних заданий учащимися (от числа назначенных), доле работ, оценки за которые переданы учителем в электронный дневник. В рейтинге школы разделены на три зоны; с «красной» зоной проводится работа по увеличению эффективности использования сервиса.

Уникальность проекта

Такой проект можно «повторить» не во всех регионах России. Для этого, например, нужна единая на все школы региона платформа электронного журнала – и не просто внедренная "для галочки", а реально работающая. В Московской области такой единый школьный портал работает уже несколько лет – школы фиксируют результаты учебной деятельности только в электронной форме.

В рамках проекта мы не просто предоставили учителю доступ к цифровому контенту для проведения уроков. Мы реализовали комплексное IT-решение, которое повышает уровень использования цифровых технологий в образовательном процессе школы.

Задачи, которые удалось решить в ходе проекта:

  • теперь цифровые ресурсы для учителя всегда под рукой: цифровой контент привязан к урочно-тематическим планам, используемым в школе;
  • есть инструменты дифференцированного назначения цифровых ресурсов учащимся;
  • отработан механизм передачи отметок в региональный электронный дневник;
  • отработан механизм синхронной работы учителя и ученика в режиме индивидуальной консультации;
  • отработан механизм работы с онлайн-сервисом в школах с плохим интернетом.

 

Проект в цифрах

  • 10 предметов
  • 11 классов
  • 300 тематических планов к учебникам
  • 5000 модулей цифрового контента
  • 100 школ-участников
  • 1400 учителей
  • 16000 учащихся
  • 15000 назначенных заданий
  • 90000 выполненных домашних работ

Продолжение проекта в 2020 году

Активная фаза проекта закончилась в декабре 2019 года. Мы продолжаем оказывать информационную поддержку участникам проекта.

В январе и феврале 2020 г. провели серию встреч: на мероприятиях в формате открытого диалога педагоги обсуждали работу в проекте и делились практическим опытом участия. А самые активные участники проекта были награждены ценными призами.

Планируется продолжение проекта: в 2020/21 учебном годах онлайн домашние задания станут частью единой системы «Контент» Московской области.

 

 

Загрузка