Приложение "ДЗ онлайн" (Московская область)
Официально: Государственные контракты на оказание услуг в 2019-2020 году по организации доступа к электронным образовательным ресурсам для образовательных организаций Московской области, внедряющих целевую модель цифровой образовательной среды в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование».
Заказчик: Министерство образования Московской области
Старт работ по проекту: ноябрь 2019 г. Завершение активной фазы проекта: июнь 2021 г.
Участники проекта
1320 общеобразовательных учреждений Московской области.
Программное обеспечение проекта
Для проекта сформировано веб-приложение «ДЗ онлайн» – специальная редакция образовательного онлайн-сервиса «Облако знаний» для Московской области. Приложение размещено на Школьном портале Московской области. Разработчик – издательство цифрового контента «Физикон».
Цели и задачи
Основная задача – организация обучения по основным образовательным программам на период карантина в дистанционном формате.
Учителя используют приложение для выдачи и проверки домашних заданий в формате самостоятельных, лабораторных и контрольных работ. Приложение снабжено функционалом передачи оценок за выполненные учащимися работы в региональный электронный дневник (Школьный портал Московской области). С сентября 2020 года учителя также используют сервис для работы на уроке.
Механика проекта
Учитель, использующий приложение, имеет в своем распоряжении не только цифровые ресурсы для проведения уроков, но и набор онлайн-инструментов, с помощью которых он назначает учащимся лабораторную, самостоятельную или контрольную работу для выполнения в классе и дома и контролирует ее выполнение в автоматическом (или полуавтоматическом) режиме.
Для проекта мы выбрали электронные образовательные ресурсы по 11 предметам школьной программы издательства «Физикон», компаний «1С» и «Кирилл и Мефодий».
Весь цифровой контент (более 6000 учебных модулей) был распределен по тематическим поурочным планам к 320 наиболее популярным в Московской области учебникам Федерального перечня по 20 предметам.
Цифровой контент в «ДЗ онлайн» дополнительно сгруппирован по жанрам: интерактивные презентации, лабораторные и практические работы, задания для самостоятельной работы, контрольные работы. Учитель может выбрать нужный цифровой контент и дифференцированно назначить его в качестве учебных активностей. Ответы на эти задания проверяются приложением автоматически. Проверка заданий творческого характера по-прежнему остается за учителем. В случае необходимости у учителя есть возможность скорректировать отметку при передаче ее в электронный дневник.
В «ДЗ онлайн» сохраняются привычные учителю списки учеников и структура классов благодаря полной интеграции со Школьным порталом Московской области. Данные учителей и учащихся попадают в «ДЗ онлайн» из ШПМО, а обратно в электронный дневник возвращаются отметки за выполненные учениками работы.
Инструменты статистики и отчетности
Мы контролируем использование приложения «ДЗ онлайн» с помощью рейтинга школ. Каждую неделю госзаказчик – Министерство образования Московской области – получает отчеты о ходе проекта в виде списка школ с данными об эффективности использования приложения. Рейтинг школы в проекте оценивается по показателям: количеству назначенных учителем домашних заданий, доле начатых и выполненных домашних заданий учащимися (от числа назначенных), доле работ, оценки за которые переданы учителем в электронный дневник. В рейтинге школы разделены на три зоны; с «красной» зоной проводится работа по увеличению эффективности использования приложения.
Результаты
В рамках проекта реализовано комплексное IT-решение, которое обеспечивает функционирование школы на период карантина в дистанционном формате.
В период карантина* в работу со онлайн-сервисом «ДЗ онлайн» вовлечено 1312 (93 %) общеобразовательных организаций Московской области; активно используют его возможности 43 тыс. учителей, 809 тыс. детей. С начала работы сервиса назначено более 216 тыс. домашних заданий. При этом ежедневная посещаемость сервиса в учебные дни составляла около 100 тыс. человек.
Количество муниципальных органов управления образованием в Московской области, подключенных к мониторингу использования сервиса в общеобразовательных организациях – 100%.
*Прим. Данные за март–май 2020 г.
Главный результат
Учителю предоставлен сервис, который он может быстро освоить и использовать для организации онлайн-обучения в период карантина: назначение школьникам цифрового контента, анализ результатов заданий и их передачу в электронный журнал/дневник.