Внедрение системы оценки качества образования в Институте развития образования Краснодарского края

Работа с данными лежит в основе управления, в том числе и в образовании. Каждый субъект РФ обязан самостоятельно работать над формированием регионального механизма контроля качества образования, который включает в себя сбор и анализ сведений о состоянии системы.

Издательство цифрового контента «Физикон» помогло Краснодарскому краю внедрить систему мониторинга качества общего образования на базе уже имеющихся в регионе цифровых ресурсов. В результате время от запуска тестирования до получения результатов сократилось в десятки раз, вместо нескольких вариантов заданий на всех, появились индивидуальные тесты, а в распоряжении Института развития образования оказалась объективная статистика успевающих и отстающих учреждений.

Оценка ситуации

До запуска новой системы мониторинга проведение тестирования учащихся занимало несколько недель. Большая часть времени уходила на обработку бумажных носителей.   

«Ученики заполняли бумажные тесты, школа обрабатывала результаты, передавала их в муниципалитет, муниципалитет суммировал и передавал нам, а потом шёл длительный период обработки результатов - очень длинная и не самая удобная цепочка», –  Михаил Фоменко, руководитель информационно-аналитического центра Института развития образования Краснодарского края.

Было принято решение создать систему проведения региональных процедур по оценке качества образования (мониторинга) в электронной форме с возможностью назначения и прохождения тестирования в дистанционном режиме, а также автоматического сбора результатов. Предполагалось автоматизировать некоторые процессы, в том числе разработку спецификаций контрольно-измерительных материалов (КИМ), формирование вариантов КИМ, организацию тестирования и получения результатов.

Для решения задачи требовалось сформировать ключевые подсистемы (модули): конструктор контрольно-диагностических работ, модуль оценки метапредметных компетенций учащихся, механизмы тестирования и сбора отчётов.

К каждому модулю предъявлялись серьёзные требования. Например, конструктор контрольно-измерительных материалов (КИМ) должен был уметь создавать задания не только с нуля, но и на основе существующих спецификаций, которые ранее разработали региональные методисты. Такая функциональность позволила бы специалистам сохранять свои наработки, а также свободно делиться ими с коллегами.

Заказчик хотел получить возможность анализа метапредметных компетенций по результатам прохождения теста: для этого необходимо было реализовать наличие нескольких шкал оценки.

Выбор подрядчика

«Предложений было много. Но цены встречались просто заоблачные. В конце концов, мы остановили выбор на Физиконе, потому что уже знали о компании и ее проектах, могли убедиться в уровне качества», – Михаил Фоменко, руководитель информационно-аналитического центра Института развития образования Краснодарского края.

Чтобы успешно реализовать все поставленные задачи и не выйти за рамки бюджета, инструменты мониторинга решили внедрять на базе имеющегося в регионе портала дистанционного обучения edu-kuban.ru. В ходе работы учитывали разную степень обеспеченности школ региона интернетом, а также резерв мощности всего одного сервера.

«Удалось сделать так, что система стабильно работает, несмотря на слабую скорость интернета в некоторых районах. Отдельное беспокойство вызывало количество пользователей – это несколько сотен тысяч учётных записей. Мы, конечно, заранее тестировали систему, но всего предвидеть нельзя. Как только начали появляться и накапливаться первичные данные о реальных пользователях, мы поняли – всё получилось», – Михаил Иванисов, директор по развитию издательства цифрового контента «Физикон».

Ход работы

В первую очередь в систему были импортированы готовые КИМы, позволяющие оценить текущий уровень подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации (ОГЭ и ЕГЭ). Это часть серии тренажеров издательства цифрового контента «Физикон», которую ежегодно обновляют и приводят в соответствие со спецификациями ФИПИ.

Далее настроили систему формирования отчётности. Её функциональность заслуживает отдельного описания.

Система поддерживает ролевую модель. Пользователи получают доступ только к «своим» отчётам: ученик видит результаты только на уровне личной работы, а администратор на уровне региона, муниципалитета, школы. Преподавателю, директору, завучу и координатору подсистема даёт возможность просмотра и печати результатов, а также экспорта в файл формата PDF.

Региональные отчёты показывают статистику по образовательным организациям, принявшим участие в мониторинговой работе: количество школ, число учащихся и сводную информацию по муниципалитетам. На основе полученных данных автоматически формируются рейтинги школ.

Специальная серия отчётов помогает оценивать качество заданий и КИМ.

 

Результаты

На сегодняшний день к системе мониторинга имеют доступ более 1200 школ края, только в первом полугодии 2019 года системой воспользовались более 32 000 учащихся и учителей. Помимо тестирования учащихся, она успешно применяется для анализа методических, педагогических и предметных знаний педагогов.

Наличие точных, всесторонних, вовремя полученных данных позволяет региональным органам управления образования принимать взвешенные и точные решения.

За счёт перевода процесса тестирования в онлайн-режим существенно сократилось время на его проведение, уменьшились затраты.

Решена проблема списывания и получения ответов из социальных сетей: с помощью конструктор контрольно-диагностических заданий можно формировать индивидуальный тест для каждого участника мониторингового исследования. 

В будущем планируется расширить функциональность системы и для работы с бумажными носителями, но так, чтобы бумажные бланки можно было сканировать, а не вносить в систему вручную.

Подробнее о решении "Облако знаний. Мониторинг", на базе которого реализован проект.

Загрузка