Подготовка Московской области к международному тестированию PISA

Московская область – участник международного исследования PISA, что состоится в 2022 году. Это сопоставительное исследование качества образования, в рамках которого оцениваются знания и навыки учащихся школ в возрасте 15 лет (7-8 классы российской школы). Проводится для оценки процессов, происходящих в образовании страны. Издательство цифрового контента «Физикон» не только создало для Московской области приложение «Цифровой тренажёр PISA» по развитию функциональных компетенций учащихся, но и взяло на себя задачу по подготовке учителей к использованию нового цифрового продукта.

Инфографика проекта

Задачи проекта

Чтобы подготовка Московской области к международному тестированию PISA была эффективной, перед началом проекта Физикон предложил реализовать целый комплекс связанных между собой задач. Мы не просто предложили школам доступ к Цифровому тренажеру, но и:

  • провели интеграцию приложения со Школьным порталом Московской области для назначения заданий и автоматизированной передачи отметок в электронный дневник;
  • разработали методические материалы по использованию учителем тренажера;
  • подготовили службу информационно-технической и методической поддержки к большому потоку обращений пользователей;
  • и, главное, совместно с Академией социального управления (АСОУ), организовали обучение учителей и серию тестирований для всех участников.

Приложение «Цифровой тренажер PISA»

По сути, «Цифровой тренажер PISA» – это набор электронных образовательных ресурсов, выстроенных в соответствии с программой факультативного курса. Тренажер размещен на онлайн-сервисе «Облако знаний», разработчиком которого является издательство цифрового контента «Физикон».

Интерактивные задания тренажера

В тренажере собрано около 500 интерактивных заданий. Задания объединены в кластеры по 4–5 заданий на общей основе и сгруппированы по функциональным компетенциям и предметам. Автоматически проверяется около 85% заданий, 15% проверяет учитель.

Кластер тренажера состоит из:

  • инструкции по работе с интерактивным компонентом и элементов теоретической справки (если это методически целесообразно);
  • интерактивной модели, анимации или инфографики, посвященных конкретному явлению или процессу;
  • 3–5 интерактивных заданий.

Цифровой контент «Облака знаний» характеризуется высоким уровнем интерактивности. Цифровой тренажер не стал исключением – 75% заданий содержат инфографику, интерактивные модели, анимацию, и всего лишь 25% –текст.

Интеграция со Школьным порталом Московской области (ШПМО)

Электронный дневник на Школьном портале Московской области учителя и ученики используют каждый день. Поэтому размещение Цифрового тренажера в ШПМО обеспечило доступ к нему в один клик для всех участников проекта. Интеграция на уровне данных позволила:

  • заходить в приложение без дополнительной регистрации;
  • назначать привычным для учителя образом задания тренажера в качестве домашней работы;
  • автоматизировать передачу отметок в электронный дневник.

Учитывая то, что большое количество учителей Подмосковья регулярно используют онлайн-сервис «Облако знаний» для проведения уроков и назначения домашних заданий, интеграция с ШПМО позволила оставить участников проекта в их естественной рабочей среде.

Механика использования тренажера в школе

Мы рекомендовали использовать цифровой тренажер в школе как факультативный курс (для 6-9 классов, длительностью 34 часа), который можно интегрировать в учебный план. Перед началом курса учитель назначал входной тест ученикам и анализировал результаты. Далее, используя интерактивные задания курса, преподаватель мог обсуждать у доски в классе материал из интерактивных презентаций, приглашать учеников к доске выполнять задания, назначать учащимся тесты из тренажеров для самостоятельной работы. После – анализировать результаты учеников (по итогам домашней работы), разбирать типовые ошибки. В конце курса у учителя была возможность назначить варианты итогового теста с последующим анализом результатов.

Повышение квалификации педагогов

Эта задача оказалась самой объёмной в проекте: требовалась подготовка большого количества педагогов – участников проекта.

На обучающих семинарах эксперты и методисты издательства «Физикон» разобрали в подробностях виды заданий тренажера по читательской, математической и естественно-научной грамотности; провели инструктаж по работе в онлайн-сервисе «Облако знаний»; рассказали о правилах и принципах международного тестирования.

Всего было проведено 8 вебинаров, и далее – большая работа сопровождению и методической поддержке педагогов. Учителя дважды (в сентябре и декабре) проходили тестирование, выполняя задания тренажера.

Все руководства, инструкции проекта были опубликованы на специально созданном для проекта информационном сайте https://mosreg.physicon.ru .

Инструменты статистики и отчетности для Министерства образования МО

Заказчику проекта – Министерству образования МО – была доступна онлайн информация с количественными показателями проекта (школы в отдельности и сводно по муниципалитетам):

  • количество школ, учителей, обучающихся, использующих цифровой тренажер;
  • количество участников мероприятий по повышению квалификации;
  • средний результат итогового теста для учителя (общий и по видам грамотности);
  • средний результат итогового теста для обучающихся (общий и по видам грамотности).

Проект в цифрах

  • Предоставлен доступ к тренажеру 1251 школе, активно использовали 437 школ.
  • 13426 педагогов приняли участие в тестировании.
  • 1800 педагогов стали участниками серии образовательных мероприятий.
  • 177000 учащихся пользовались тренажером, из них 7173 школьников приняли участие в тестировании.

Уникальность проекта

Такой проект можно «повторить» не во всех регионах России – нужен комплексный подход. От исполнителя, прежде всего, требуется, не только разработать электронные образовательные ресурсы, соответствующие задаче проекта (функциональная грамотность встречается редко), но и провести массовое обучение и оказывать методическую поддержку в большом объеме. Со стороны заказчика – наличие инфраструктуры (в первую очередь, реально работающего электронного журнала). В Московской области единый школьный портал функционирует уже несколько лет.

О международном тестировании PISA и функциональной грамотности

Тест PISA оценивает функциональную грамотность учащегося: возможность руководствоваться здравым смыслом и логикой при выполнении нестандартных задач. Проверяет не заученный материал по предметам школьной программы, а владение учениками компетенциями в различных контекстах предметов и межпредметного взаимодействия, способность школьника самостоятельно приобретать знания, необходимые для успешной адаптации в современном мире. Проводится по трём основным направлениям: грамотность чтения, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность..

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (англ. Programme for International Student Assessment, PISA) — тест, оценивающий функциональную грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике. Проходит раз в три года. Исследование PISA является мониторинговым, оно позволяет выявить и сравнить изменения, происходящие в системах образования в разных странах, и оценить эффективность стратегических решений в области образования.

Официально о проекте

Проект: Организация доступа образовательных организаций Московской области к цифровым тренажерам по развитию функциональных компетенций учащихся для подготовки к международному исследованию PISA.

Заказчик: Министерство образования Московской области. Исполнитель: ООО «Физикон Лаб».Мероприятие Федерального проекта «Цифровая образовательная среда» государственной программы Московской области «Цифровое Подмосковье» на 2018-2024 годы. Сроки проекта: июль-декабрь 2020 г.

Инфографика проекта

Загрузка