Виртуальная установка - без отвертки и паяльника
В Центре информационной культуры г. Санкт-Петербурга предмет "физика" преподается учащимся города, в том числе старшеклассникам из школы N538 с использованием информационных технологий.
Современные подростки живо интересуются всем, что связано с компьютерами, а их вопросы могут заставить задуматься даже такого опытного педагога, как Александр Федорович Кавтрев, удостоенного звания "Соросовский учитель", лауреата премии губернатора. Вот и вопрос: "Каким образом при проигрывании музыкальных файлов на экране компьютера в окне проигрывателя формируется динамическая картинка?" - привел в итоге к деятельности, увлекшей даже пассивных. Объяснение ребятам ответа на основе графиков и математических формул не дало должного эффекта.
Педагогу в голову пришла мысль: "А почему бы ни предоставить возможность ребятам самостоятельно во всем разобраться?". Тем более что в Интернете появилась "On-line лаборатория по физике" , разработанная компанией "Физикон", которая, по мнению учителя, идеально подходит для этой цели. Школьникам были разъяснены основные приемы работы с лабораторией и предложено проанализировать звучание различных музыкальных инструментов.
Многие старшеклассники достаточно быстро, к удивлению учителя, собрали виртуальные установки, разобрались в "устройстве" звуков музыкальных инструментов и после этого сами смогли ответить на поставленный вопрос. А еще они получили удовлетворение от завершенной работы и возможности заставить компьютер звучать по своему желанию. Успешная апробация школьниками методик с использованием компьютерных технологий, разрабатываемых Александром Федоровичем, позволила подготовить их к включению в ряд изданий, в том числе и в соавторстве с компанией "Физикон" - в мультимедиа курс "Открытая физика 2.5". Вот мнение одного из десятиклассников: "В школе нам редко показывают опыты, а в центре мы можем не только видеть много опытов, но и сами их проводить с помощью специальных компьютерных программ. Это значительно интереснее, чем просто сидеть в классе и изучать формулы, написанные на доске".
Некоторые выпускники, став студентами, уже сами преподают в центре. Дмитрий Аронин, например, учится на третьем курсе института, работает системным администратором в небольшой компании и занимается со школьника ми в центре. Вот о чем размышляет молодой педагог: "Мне повезло, я учился в классе с углубленным изучением информационных технологий. К вопросу использования технологий в системе образования больше подходили наши уроки физики. Моделирующие программы и виртуальные лаборатории позволяли не только увидеть различные физические явления, но и самому проводить различные эксперименты, не опасаясь повредить лабораторное оборудование или нанести вред себе или окружающим, ведь все приборы были виртуальными" . Это тот случай, когда виртуальность помогает лучше постигать реальные законы бытия.
Источник публикации - Книга "Цифровая школьная четверть" © Intel Corporation, 2003.