Смешанное обучение физике в развивающей информационно-коммуникационной среде с использованием программно-методического комплекса по подготовке к ЕГЭ на основе Competentum.МАГИСТР
В настоящее время смешанное обучение (blended learning) активно внедряется в мире и в российской системе образования. Обычно за рубежом под смешанным обучением понимают эволюцию дистанционного обучения в сторону интегрированных программ с различными методиками доставки контента для решения проблем оптимального обучения.
В России под смешанным обучением разные исследователи выделяют два направления. Первый подход связан с пониманием смешанного обучения, как некоего формата учебных курсов, при котором в дистанционные курсы встраиваются активные методы обучения. Обучающиеся самостоятельно изучают учебный материал в рамках дистанционного курса. Предполагается активная самостоятельная работа обучающегося; закрепление и отработка материала проходят на очных занятиях, реализуемых с использование активных методов обучения. Второй подход рассматривает смешанное обучение, как модель использования распределенных информационно-образовательных ресурсов в очном обучении с применением элементов асинхронного и синхронного дистанционного обучения.
Определим развивающую информационно-коммуникационную среду по физике как совокупность условий, способствующих возникновению и развитию процессов учебного информационного взаимодействия между обучаемым, обучающим и средствами ИКТ, взаимодействующими с пользователем как с субъектом информационного общения и личностью, и обеспечивающими: формирование познавательной самостоятельности при условии наполнения компонентов среды предметным содержанием, осуществление учебной информационной деятельности с сетевыми информационными ресурсами на базе интерактивных средств ИКТ.
Что такое Competentum.МАГИСТР? Это система дистанционного обучения (СДO), обеспечивающая хранение, доставку и воспроизведение электронных курсов, автоматизацию тестирования, формирование отчетов о результатах дистанционного обучения. Система Competentum.МАГИСТР разработана компанией Competentum на основе популярного портального решения Microsoft Office SharePoint Server 2010, полностью с ним интегрирована и позволяет использовать все его возможности для организации эффективной, удобной и привлекательной среды обучения и развития.
Роль наполнения компонентов среды предметным содержанием при подготовке к ЕГЭ по физике осуществляют:
- Учебные материалы.
- Тренинги.
- SCORM-курсы.
Осуществление учебной информационной деятельности с сетевыми информационными ресурсами на базе интерактивных средств ИКТ обеспечивается как через Интернет (в случае удалённого доступа к серверу), так и непосредственным подключением к серверу в крупных образовательных учреждениях. Например, в Ивановской области такая система развёрнута на сервере области для 20 малокомплектных школ.
По физике в состав поставки входит 150 конспектов, которые привязаны к 2-3 уровневому тематическому рубрикатору и собраны в SCORM-пакеты по разделам. Список тем конспектов укрупнён и может использоваться для любого комплекта ИУМК:
- Механика.
- Молекулярная физика. Термодинамика.
- Электродинамика.
- Основы теории относительности.
- Квантовая физика.
- Физика и методы научного познания.
Учитель физики может использовать электронные образовательные ресурсы (например, мультимедийные курсы, интерактивные модели, компьютерные лабораторные работы и др.) при подготовке и проведении занятий, организации лабораторных работ, разнообразной аттестации учащихся, работать с системой отчетности – мониторингом результатов деятельности обучающихся. В СДО имеется страница отчетности по активностям обучающихся. Учитель может каждому школьнику создавать индивидуальный график работы (вкладка «индивидуальные задания»), фактически создавая индивидуальную образовательную траекторию.
![]()
Фактически применяя СДО Competentum.МАГИСТР мы реализовываем первый подход к смешанному обучению, при котором в дистанционное обучение физике встраиваются активные методы обучения, самостоятельная работа обучающихся контролируется учителем через систему СДО. Происходит интеграция очного (классно-урочного) обучения и дистанционного обучения.
Таким образом, применяя для подготовки к ЕГЭ по физике систему СДО Competentum.МАГИСТР, мы осуществляем один из подходов к созданию развивающей информационно-коммуникационной среды.
Гомулина Н.Н.
Московская гимназия на Юго-Западе № 1543
Литература
- Козленко П.Г. Программно-методический комплекс по подготовке к ЕГЭ. Методическое пособие для учителя. ИД: ООО «Ваш полиграфический партнер», 2011.
- Орлова М.С. Критерии выбора компонентов и проектирования модели смешанного обучения программированию. Журнал «Вестник РУДН» серия «Информатизация образования», 2008, №3.
- Прозорова Ю.А. Условия осуществления учебного информационного взаимодействия в информационно-коммуникационной среде, функционирующей на базе авторских сетевых информационных ресурсов. Ученые записки ИИО. Вып.32. – М., :ИИО РАО, 2010. С.15 – 46.
