Смешанное обучение физике и астрономии на основе общеинтегрированной информационной среды.

В настоящее время смешанное обучение (blended learning) активно внедряется в мире и в системе российского образования.

Смешанное обучение:

  • Интеграция элементов и подходов из традиционного очного и заочного обучения и онлайн обучения.
  • Создание комфортной образовательной информационной среды, системы коммуникаций, представляющих всю необходимую учебную информацию.

Основной тенденцией смешанного обучения является повышение роли дистанционного обучения. Безусловно, дистанционным формам обучения, эффективному применению ИКТ, использованию комплекса информационных технологий, необходимо специально обучать на курсах повышения квалификации учителей. Смешанное обучение предполагает особые формы занятий с обучающимися (рис.1).

смешанное обучение Рис. 1. Формы смешанного обучения. Деятельность учащихся.

смешанное обучение Рис. 2. Формы смешанного обучения. Виды занятий.

За последние пять лет произошли изменения в содержании и структуре научно-методической и организационной работы кафедры физики Московского института открытого образования (МИОО). Специфика изменений в наибольшей степени коснулась тематики и форм курсовой подготовки, появилась дистанционная форма подготовки эффективному применению ИКТ. Именно на таких формах обучения учителя начинают активно применять различные формы очного и дистанционного обучения, создавать собственные предметные сайты в помощь учащимся.

По результатом первичного анкетирования 81 слушателя МИОО (учителя физики) в сентябре 2010 г. было выяснено, что исключительно важными при применении ИКТ представляются различные телекоммуникационные средства обучения физике (80%), дистанционные формы подготовки учащихся (80%), организация дистанционного тематического тестирования (90%). Другая большая группа запросов учителей физики касается овладения методикой применения ИКТ для средств автоматизации процесса контроля уровня знаний и умений, коррекции результатов учебной деятельности, тестирования (100%); ознакомление с методикой применения ЭОР для организации компьютерных лабораторных работа основе интерактивных моделей, методике создания заданий для учащихся (100%); овладение методикой создания интерактивных плакатов (100%).

Под интегрированной информационной средой обучения физике и астрономии на основе смешанного обучения мы понимаем комплекс компонентов, обеспечивающих системную интеграцию средств информационных технологий (средства коммуникаций – электронная почта, доска объявлений, вебинары, форумы; средства для создания онлайнового контента по физике и астрономии; телекоммуникационные средства тестирования и оценивания в режиме онлайн; мультимедийные курсы по физике и астрономии, размещенные и в Интернет; виртуальные физические практикумы и моделирующие среды по физике; кейс-технологии), педагогических технологий с информационной системой управления школой в образовательный процесс с целью повышения его эффективности. Сформулируем основные положения современного обучения физике и астрономии в интегрированной информационной среде на основе смешанного обучения.

  1. Интегрированная информационная среда обучения физике и астрономии основана на мультимедийных курсах по астрономии и физике, компьютерных образовательных средах, виртуальных практикумах и других видах электронных образовательных ресурсов, на средствах телекоммуникаций и определяет как информационно-ресурсную, так и контентную виртуальную среду обучения.
  2. Обучение в интегрированной информационной среде возможно на основе смешанного обучения.
  3. Включение в состав интегрированной информационной среды современных средств дистанционного обучения и онлайн тестирования отражает потребность реализовать сетевые формы организации учебного процесса.
  4. Деятельность учителя в качестве тьютора осуществляется с помощью предметных сайтов учителя и направляет деятельность обучающихся.
  5. Учитель выбирает оптимальные модели обучения на основе сочетания педагогических технологий и информационных технологий, обеспечивающие развитие познавательной самостоятельности обучающихся, устойчивое качество обучения.
  6. Компонентная модель отражает методику формирования компетенций учащихся с точки зрения традиционных компонентов методической системы, формирование ценностных ориентаций, научной картины мира и научного мировоззрения, а также обобщенных способов познавательной и практической деятельности.
  7. Обеспечение коррекционной работы с обучающимися инвалидами и учащимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), направлено на коррекцию недостатков психического и (или) физического развития обучающихся такой категории, преодоление трудностей в освоении ими основной образовательной программы основного общего образования по физике, применяются разнообразные формы дистанционного обучения.
  8. Интеграция информационных и коммуникационных технологий и педагогических технологий в преподавание физики и астрономии основывается на комплексной дидактической модели обучения физике и астрономии на основе смешанного обучения.

По результатам обучения на специализированных курсах повышения квалификации учителя физики стали применять различные формы смешанного обучения в 65%, электронные учебные модули по физике портала ФИЦИОР (ООО «ФИЗИКОН») в 100%, лабораторные компьютерные работы по физике в 80%, что представляется нам достаточно высоким уровнем сочетания очных и дистанционных форм обучения.


Загрузка