От контента к среде.

Издательство «Физикон» разрабатывает электронные цифровые продукты в сфере образования. «Продукты» — потому что это нельзя назвать просто «электронными учебниками». Почему просто яркого контента уже недостаточно и для чего нужен целый цифровой класс интернет-журналу «Понедельник» рассказал генеральный директор издательства «Физикон» Дениса Мамонтова.

— Вы — разработчики контента для Московской и Российской электронных школ. Хочется сразу спросить: как заполучили такие заказы?

— Госконтракт нельзя просто «получить», по звонку. Нужен соответствующий бэкграунд, требуется пройти конкурсные процедуры и быть лучше конкурентов.

Издательство «Физикон» имеет 20-летний опыт работы с государственными заказчиками. Мы участвовали во всех значимых проектах, начиная с 2000 года. Например, в проекте Национального фонда подготовки кадров «Информатизация системы образования» — создавали цифровые приложения к учебникам, электронные пособия, виртуальные лаборатории. Так что когда стартовала Российская электронная школа, мы не были новичками на этом рынке. Издательство «Просвещение» предложило нам участие — разработку большого количества интерактивных уроков по нескольким предметам, мы подключились.

— Кстати, а почему вы взялись именно за естественные науки, а не литературу, например?

— Мы делаем контент по всем предметам, но, в основном, — для средней и старшей школы по предметам естественнонаучного цикла. Дело в том, что компанию основали выпускники Московского физико-технического института. И сейчас большинство сотрудников компании — выпускники МФТИ. Электронные ресурсы по предметам естественнонаучного цикла нам ближе по духу. И потом, естественные науки — это прекрасная база для обучения с помощью цифровых ресурсов: здесь есть место и лабораторным работам, и задачкам-тренажерам. Да и визуальный ряд может быть очень хорошим. Поэтому первый цифровой контент был, конечно, по физике: первый в России курс на CD «Физика в картинках». Причем долгое время компания производила цифровой контент для крупных издательств США и Европы, потому что в России он не был так востребован...

— А сейчас педагогов буквально атакуют предложениями различных цифровых ресурсов... И как разобраться, какие качественные?

— В первую очередь помнить: применительно к цифровому образовательному контенту действуют те же правила, что и к другим образовательным материалам. Все подобного рода курсы проходят процедуру проверки. Кроме того, рынок образования меняется медленно и тяжело. Новые игроки не возникают ниоткуда. Если вам предлагают услуги компании, о которой вам ничего неизвестно, и они ничем не могут подтвердить свою квалификацию, то логично предположить, что качество будет не на уровне.

— Как вы сами работаете над качеством? Бывают ли у вас ошибки?

— Помню, был случай: как-то раз один из разработчиков во всем курсе математики поменял «ё» на «е». Но впопыхах не разобрался с кодировкой — в результате «синусы» превратились в «схнусы». По всему курсу! Хорошо, что была backup-версия! Вообще, ошибки ищет методист, опечатки — литературный редактор. Еще один этап нашего производственного конвейера — тестирование для поиска технологических ошибок. Учебные пособия мы создаем по ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) это аналог ГОСТа в образовании. Готовые продукты отдаем на экспертизу в соответствующие российские институты. Авторы курсов — методисты, эксперты сотрудничают с нами, не оставляя свою основную деятельность в учебных заведениях. Авторов мы учим, но каждый должен иметь опыт преподавания и использования электронных ресурсов в своей работе. И по-хорошему болеть тем, что делает...

— Можете описать процесс с самого начала? Вот вам заказали учебное пособие... что дальше?

— Расскажу на примере проекта «Российская электронная школа» — одного из самых масштабных в истории нашей компании. На первом этапе привлеченные педагоги начали разработку сценарного плана каждого урока. Отправной точкой послужили рабочие программы, составленные методистами издательства «Просвещение». Для написания сценариев педагоги использовали соответствующие ФГОС методические материалы. Перед отправкой в производство каждый сценарий прошел проверку и получил экспертное заключение РАО. Далее, опираясь на сценарии уроков, мы «запустили» производственный конвейер по созданию учебных модулей электронных уроков, каждый урок состоял из пяти модулей, служащих целям урока: например, мотивационный, объясняющий, тренировочный. Каждый модуль содержал теорию и сопровождался большим количеством контента: инфографика, видео, лабораторные и практические работы, различные интерактивные задания. Нам потребовалось 2 года работы! С 2017-го по 2018-й было создано: 790 уроков по 5 предметам начальной, основной и средней школы, 920 видеороликов, 1600 интерактивных элементов, 11 100 заданий, 33 виртуальные лаборатории.

— Из вашего описания понятно, что контент для интерактивных уроков — это не только «задачки»...

— Да, это еще и наборы цифровых ресурсов (интерактивные модели, анимация, видео-эксперименты, трехмерные панорамы) для интерактивной доски, и виртуальные работы, позволяющие заменить лабораторный кабинет школы.

И более того, очень важно, чтобы в классе был не только контент, но и полезные сервисы для поддержки учебного процесса. Например, у учителя три группы детей с разной успеваемостью и один будущий гений. Современные образовательные сервисы позволяют выдать им задания разного уровня. В нашем сервисе каждое задание классифицировано по учебным целям, что позволяет после каждого урока понимать, что умеет и чего не умеет ребенок, не дожидаясь экзамена. Если в домашней работе или учебной активности в классе у ребенка находятся проблемы с какими-либо темами, учитель может назначить ему дополнительные цифровые задания или объяснить материал.

Поэтому цифровой контент без сервисов-помощников — это как сказать «А», и не сказать «В». Эффект будет не тот. Сегодня мы можем предложить школам сервисы для поддержки учебного процесса в формате цифрового обучения. Набор этих сервисов мы называем «Цифровой класс».

— Вы говорили, что для получения госконтракта нужно быть лучше конкурентов. Как отстраиваетесь?

— Создаем каждый цифровой ресурс с глубокой методической проработкой, высоким уровнем мультимедийности и интерактивности. У нас очень плотная интеграция контента с различными образовательными сервисами — календарно-тематическим планированием, электронным журналом, индивидуальными удаленными занятиями. Мы «привязываем» цифровой контент к параграфам рабочих программ популярных учебников из федерального перечня. Например, завтра у учителя урок физики по теме «Сила упругости» в 7 классе. В нашем сервисе к этой теме «привязаны» две интерактивных модели, три анимации, видеоэксперимент и одна лабораторная работа. Не надо искать и подбирать, тратить время — «цифра» его по-настоящему экономит, позволяя сосредоточиться на главном: живом общении с детьми.

Ссылка на источник


Загрузка