Методы модификации и совершенствования электронных учебных модулей
Электронные учебные модули (ЭУМ) создавались различными разработчиками специально для федерального портала ФЦИОР http://fcior.edu.ru/ по 10 основным предметам. Особенностью данных электронных образовательных ресурсов заключается в том, что они открываются в специальном плеере открытых модульных систем (ОМС). Модули по физике, астрономии и естествознанию создавались компанией ООО «ФИЗИКОН», которая в настоящее время переименовала в ООО «COMPETENTUM РУС».
Размещаются ЭУМ физике и астрономии на портале ФЦИОР почему-то в разделе «Основная школа», хотя большая часть модулей относится к 10-11 классам, поиск по атрибутам до сих пор на портале не работает, для того, чтобы учитель смог понять содержание и специфику определённого модуля, ему требуется достаточно много времени на загрузку одного модуля, три раза соглашаясь и нажимая кнопку «enter». Но это относится не к разработчикам модулей, а является спецификой портала ФЦИОР.
Скопировать электронный учебный модуль можно бесплатно, но для его просмотра необходима специальная программа-плеер, которую также бесплатно можно скачать с этого портала, из разделов «Поддержка», «Программное обеспечение». Существует несколько разновидностей плееров, например, для физики и естествознания рекомендуется пользоваться 58 плеером (OMS1.0.58.exe).
Электронные учебные модули созданы трёх типов – информационные И, модули практической деятельности П и модули контроля знаний и умений и аттестации К. ЭУМ по сравнению с учебниками по физике обладают инновационными качествами: возможно проведение практических компьютерных работ, тестирование с проверкой и рекомендациями по решению заданий. Интерактивность повышает возможности самостоятельной работы учащихся за счет активно-деятельностных форм обучения (таблица 1).
Таблица 1
Распределение ЭУМ по уровням интерактивности
№ |
Уровень интерактивности модуля |
Описание |
Доля от общего количества ЭУМ |
I |
Условно-пассивный |
Чтение текста, просмотр графики и видео, прослушивание звука |
10–30% |
II |
Активный |
Навигация по гиперссылкам, просмотр трехмерных объектов, задания на выбор варианта ответа и другие простейшие формы |
45–80% |
III |
Деятельностный |
Задание на ввод численного ответа, перемещение и совмещение объектов, работа с интерактивными моделями |
10–25% |
IV |
Исследовательский |
Работа с виртуальными лабораториями |
До 5% |
Все информационные модули И имеют структуру:
- Информационная часть, содержащая текст, анимации, видеофрагменты и интерактивные модели.
- Контрольные вопросы.
- Краткий конспект.
Практические модули П имеют разновидности (табл.2):
Таблица 2
Индекс |
Название модуля |
Краткое описание особенностей практического модуля |
Количество от общего числа модулей |
П1 |
Компьютерная лабораторная работа |
Установка с регламентируемым виртуальным экспериментом, интерактивный диалог учащихся по индивидуально составленным обучаемым условиям |
40% |
П2 |
Виртуальная среда |
В качестве изучаемого объекта выступает объект микро- или макромира. В процессе ответа учащиеся могут вернуться к виртуальной установке для проведения дополнительных исследований |
2% |
П3 |
Самостоятельная работа |
Электронные тесты простой формы, тесты на поиск соответствия, на заполнение пропусков, сортировку, перемещение объектов и т.д. Все электронные тесты содержат подсказки, рекомендации, комментарии |
20% |
П4 |
Игровые задания |
Задания игрового характера на время, количество очков, сложность уровней, движение к поставленной цели с использованием различных шагов – решений |
5% |
П5 |
Практикум |
Подборка расчётных заданий с подробно разобранными решениями, а также подсказки и рекомендации |
28% |
П6 |
Творческие задания |
Работа с компьютерной моделью по заданиям творческого характера для решения творческих или эвристических задач |
5% |
Модули контроля К имеют структуру (табл.3):
Таблица 3
Индекс |
Название модуля |
Краткое описание модуля контроля |
Количество от общего числа модулей |
К1 |
Тест |
Электронные тесты простой формы, на поиск соответствия, на заполнение пропусков, сортировку, перемещение объектов и т.д. Решения и ответы не показываются, но оценки в электронный журнал выставляются |
50% |
К2 |
Контрольная работа |
Подборка расчётных заданий. Решения и ответы не показываются, но оценки в электронный журнал выставляются |
35% |
К3 |
Реферат |
Проверка по ключевым словам |
5% |
К4 |
Исследовательский проект |
Проверка вручную по требованиям и критериям оценки |
10% |
В течение трех лет проходило обучение учителей физики методике применения данных ЭУМ в Московском институте открытого образования (МИОО) на курсах повышения квалификации. Учителям предоставлялась вся база данных по модулям, а также плеер OMS1.0.58.exe. После специального обучения проводилось собеседование, анализировались анкеты, исследовались уроки учителей. Было выяснено следующее:
- До обучения только 5% учителей применяли ЭУМ, практически все учителя просто не знали о существовании данного ресурса.
- После обучения 100% учителей физики применяют ЭУМ без изменения структуры и содержания, из них 70% заинтересовались методикой изменения и модификации модулей.
- Большая часть учителей использует в своей работе модули практики и контроля, имеющие встроенный электронный журнал, чаще, чем модули информации (80%).
Таким образом, экспериментально было доказано, что учителя интересуются методами самостоятельного изменения структуры ЭУМ, модификации содержания.
Структура ЭУМ открыта для пользователей. Каждый модуль заархивирован широко распространённым форматом ZIP. При разархивации пользователь (учитель/учащийся) видит папки: для элементов контента, сценария (script), моделеров и метаданных ЭУМ. Каждая страница контента размещается в отдельной папке, например, если ЭУМ содержит тест с 10 тестовыми заданиями, то количество таких папок будет 10. Чтобы в них быстрее разобраться, пользователям рекомендуют открыть их рисунками – «эскизы страниц», при этом будет видно наглядно содержание папок.
Самый простой способ модернизации ЭУМ – замена некоторых или всех мультимедиа файлов в папке элементов содержания модуля с сохранением их имён и форматов. Так можно заменить рисунки, видеофрагменты. Однако в этом случае структура содержания модуля и методы организации мультимедиа компонентов сохранятся от первоначального модуля. Именно так рекомендуется изменять содержание информационных модулей И.
Второй способ модернизации ЭУМ возможен, если у пользователя имеются знания Java script и XML и он способен вмешаться в сценарий ЭУМ. В этом случае может получиться уже совершенно другой электронный учебный модуль. Тогда можно вносить изменения и в метаданные.
Для изменения файла с расширением HTM его нужно открыть с помощью блокнота или текстового редактора. Именно так рекомендуется изменять содержание модулей П или К, изменяя, например, текст электронных тестов или текст информационного модуля. Для этого пользователь должен выбрать наиболее похожий модуль, используя соответствующий ЭУМ в таблице 2 или 3. Затем все папки модуля снова архивируются, а итоговую папку переименовывают с расширением OMS, при этом появляется характерный значок в виде «зелёного пазла».
Третий способ – изготовление ЭУМ «с нуля» – структура и спецификации ЭУМ опубликованы, а плеер – стандартный, единый для всех.
Необходимость в модернизации учебного модуля может возникнуть у учителя, например,
- когда в электронный тест вставляют новые тестовые задания, добавляют мультимедиа компоненты;
- вносятся изменения в теоретическую часть, например, для индивидуализации обучения;
- когда нужно добавить или изменить рисунок для более детального объяснения учебного материала в И-модуле или в тестовом задании.
Применение различных способов вносить изменения в ЭУМ дают учителю возможность не только использовать собственные ресурсы и привносить в модули свой личный подход обучения физике и астрономии, но и потенциально создавать авторские учебные модули, привлекать к изменению модулей учащихся.
В заключение несколько слов по применению таких модулей для индивидуализации обучения физике и астрономии, развития у учащихся навыков самообразования через использование методик опережающего обучения и самоконтроля. Учащимися ЭУМы могут использоваться вне уроков (в системе дополнительного образования, дистанционном обучении при работе над проектами и при подготовке к различной аттестации); дома (при подготовке к урокам, аттестации, олимпиадам и др. мероприятиям по предмету самостоятельно). Тем самым с помощью электронных образовательных модулей по физике и астрономии можно реально осуществить индивидуализацию учебной деятельности обучаемых по разным образовательным траекториям, оптимизировать учебный процесс на основе эффективного применения ИКТ.