Компьютерные подарки учителю физики

Наталия Николаевна ГомулинаЗав.лабораторией естественнонаучного цикла ОМЦ Западного окружного управления Московского комитета образования

Компания ФИЗИКОН выпустила целых два новых мультимедийных диска с интерактивными моделями - "Открытая Астрономия 2.0" и "Открытая Химия 2.0", которые рекомендуется не просто один раз посмотреть, а иметь постоянно под рукой в каждом кабинете физики.

С астрономией все ясно, но почему диск по химии просто необходим учителю физики? Почему так получилось?

Автор курса "Открытая Химия 2.0" - заведующий кафедрой общей химии МФТИ, академик РАЕН, д.х.н., профессор В.В.Зеленцов много лет читает лекции для студентов - физиков. И поэтому в данном курсе вы и сможете найти столько много полезной для себя информации.

Укажем название только трех глав курса: "Электронное строение атомов", "Химическая термодинамика", "Ядерная химия". Приведем название только нескольких из 58 интерактивных моделей: "Размеры атомов и молекул", "Масс-спектрометр", "Распределение Максвелла", "Электронное строение атома углерода", "Электронная конфигурация атома", "Испарение и конденсация воды". Кроме этого, в курсе наглядность обеспечивают интерактивная таблица Менделеева и трехмерный визуализатор химических формул, который позволяет показать пространственную конфигурацию молекулы и любой ее поворот.

Компьютерный мультимедийный диск "Открытая Астрономия 2.0" содержит электронный учебник, 750 фотографий, 60 интерактивных моделей, интерактивный Планетарий, а также 400 тестов по физике и астрономии, более 200 задач, в том числе с подробным решением.

Диски новые, а номер имеют 2.0. Что это означает? Эти диски являются мультимедийными компьютерными дисками нового поколения, а также частью системы дистанционного образования, они являются одной из составных частей современных телекоммуникационных средств обучения различным предметам.

В курсах "Открытая Химия 2.0." и "Открытая Астрономия" использованы Интернет - технологии (Java, HTML, Internet Explorer в качестве броузера и т.д.), что позволяет использовать эти учебные диски для проектов дистанционного обучения в сети Интернет по паролю доступа в открытый колледж. Именно это делает эти компьютерные курсы исключительно интересными для методической работы учителя. Каждый учащийся может получить индивидуальный контрольный тест из базы данных, созданный в трех вариантах сложности, получить электронную консультацию по решению теста, при этом задания формируются индивидуально, в зависимости от возраста и уровня знаний ученика, ведется журнал достижений.

Если учащийся не смог ответить на тест, он после консультации с виртуальным учителем и возврата в текст электронного учебника, вторично получает уже принципиально другой набор тестовых задач. А поскольку база данных задач на сервере значительна, то решение всех тестовых задач каждым учащийся носит объективный характер и может быть оценено учителем на каждом занятии с выставлением соответствующей оценки уже в журнал класса. Кроме этого, учитель может и сам воспользоваться огромным количеством тестов из базы данных, это намного превышает количество тестов, опубликованных лабораторией ЛАТ МИПКРО. Кроме этого, многие тесты достаточно сложны и интересны.

При использовании на уроке данных курсов для учителя открывается широкие возможности для учителя по совершенствованию структурирования урока. Учитель в зависимости от уровня подготовки учащихся и изучаемого материала может подобрать из курса иллюстрации физических процессов и явлений, задачи, тесты, лабораторные работы.

Наблюдения при различных условиях опыта "живых" моделей физических явлений с последующим обсуждением и теоретическими оценками вызывает у учащихся повышенный интерес и создает в классе атмосферу коллективного творчества.

Практика использования указанных дисков на уроках физики показывает, что, если учащимся предлагать модели для самостоятельного изучения, то учебный эффект оказывается чрезвычайно низким. Для эффективного вовлечения учащихся в учебную деятельность с использованием компьютерных моделей необходимы индивидуальные раздаточные материалы с заданиями и вопросами различного уровня сложности, а также активное использование телекоммуникационных средств обучения.

Электронный журнал "Вопросы Интернет Образования"


Загрузка