Электронные учебники в образовательном процессе: как их создавать и использовать.

Издание: журнал «Университетская книга», сентябрь, 2009

Участники круглого стола: Роман Каплин, выпускающий редактор журнала «Университетская книга»; Денис Мамонтов, директор департамента электронных курсов компании Competentum; Александр Рябинин, начальник отдела по внедрению технологий электронного обучения «Лаборатории мультимедиа» МУБИНТ.

Окончание (начало – «Университетская книга», №8 (август)

Р. Каплин: Поговорим о контенте. Какие основные элементы должен включать в себя электронный учебник?

Д. Мамонтов: Обязательный минимум любого э-учебника – текст (гипертекст) и статичные иллюстрации. Расширение мультимедийности и интерактивности должно проходить под обязательным педагогическим контролем, чтобы обеспечить максимальную эффективность (и если статичный рисунок, схема, комикс или чертеж полезнее трехмерной модели, то стоит отказаться от ЗD, пусть и со снижением внешней привлекательности). Следует помнить, что материалы учебника должны содержать максимальное количество информации, необходимой пользователю для достижения поставленных целей обучения, однако текст не должен нести основную содержательную нагрузку. Информация должна быть распределена в равной степени между текстом, иллюстрациями, интерактивными схемами, диаграммами, аудио- и видеоматериалами. В связи с этим хочется заметить, что простой перевод печатного издания в электронный формат не имеет никакого смысла и не может являться полноценным электронным учебником. Учебник не может обойтись без тестовых заданий: давно было доказано, что наличие самых примитивных тестов после теоретического материала в компьютерных обучающих средах повышает эффективность усвоения материала на 17%. В случаях, когда необходимы отработка практических навыков и усвоение сложного теорети-ческого материала через моделирование, востребованы виртуальные практикумы. Особый вопрос – это дизайн и интерфейс, которые обеспечивают удобство использования электронного учебника (usability). Соблюдение эргономических требований для электронных учебников более значимо, чем для печатного текста, т.к. порог утомляемости при восприятии с экрана ниже. Навигация и перемещение по курсу должны быть максимально удобными и адапти-руемыми (например, для левополушарных людей более удобной является линейное представление структуры курса, а для правополушарных – в виде многоуровневых схем).

А. Рябинин: Контент зависит от учебных целей курса. Раньше у нас был стандартизированный подход к созданию учебника, при котором мы в обязательном порядке включали в учебник набор различных компонентов (теория, практика, презентация, глоссарий, общие сведения, тесты и т.д.). Сейчас же, в связи с тем, что на создание стандарта тратится уйма времени, а количество новых технологий и методик представления контента постоянно растет, мы стараемся подходить к каждому курсу индивидуально. Например, не всегда требуется проведение тестирования (можно включать задания на протяжении всего курса и таким образом проводить оценку). Иногда в курсе может вообще отсутствовать теория, и состоять он может целиком из практической составляющей (пример – обучающая игра).

Р. Каплин: Какие принципы лежат в основе последовательности разделов э-учебника?

Д. Мамонтов: В основе любого э-курса явно или неявно лежат тезаурус данной предметной обла-сти, представляющий собой понятийный аппарат, и сеть семантических связей между терминами, обеспечивающая систематизацию и усвоение знаний. Задача разработки курса – перевод неявного в явное: семантическая сеть укрупняется и становится основой навигации по курсу, поддерживая к тому же систему внутренних связей (гиперссылок) в курсе. Кроме того, использование тезаурусного подхода позволяет расширить приводимые в учебнике определения, сделать работу с терминами осмысленной и эффективной, а общую систему терминов – наглядной и понятной.

А. Рябинин: Последовательность электронного учебника – это, по сути дела, программа, зало-женная в структуру курса. Таким образом, последовательность можно определить как траекторию движения субъекта по элементам структуры э-курса. Настройка последовательности требуется для создания некой учебной программы для пользователей, для того чтобы электронный курс (электронный педагог) вел обучаемого. Основной аргумент – учебная необходимость, т.е. не-обходимость достижения поставленных перед обучаемым целей.

Р. Каплин: Может ли преподаватель самостоятельно разработать э-учебник и какие существуют на сегодняшний день программные решения?

А. Рябинин: Да, может. Вообще для преподавателя сейчас довольно благоприятная пора, есть несложные инструменты, есть специалисты, которые могут научить пользоваться этими инс-трументами. Конечно, я не говорю о различных игровых практикумах, анимациях, иллюстрациях и другом сложном мультимедийном контенте, но сделать рабочий курс преподаватель (любой, кто знаком с компьютером) может. Что касается средств, то, на мой взгляд, самым удачным авторским средством (в том числе и по простоте использования) является CourseLab. Есть ряд зарубежных решений, но ни одно из них не является локализованным, поэтому могут возникнуть трудности пользования интерфейсом. Есть инструменты, как для создания отдельных интерактивных компонентов (визуализация информации, создание практических заданий по шаблонам), например, Articulate Engage, Articulate Quizmaker, Raptivity, так и комплексные средства авторской разработки – LectureMAKER, e2train Compose, Atlantic Link Content Point, Adobe Authorware, Director, Dynamic PowerTrainer, Lectora ToolBook. Можно выделить также средства для создания си-муляций, например, Adobe Captivate.

Д. Мамонтов: При ответе на этот вопрос хотелось бы процитировать известного педагога: «Преподаватель должен уметь «развернуть» закодированные науками до знаковых систем и представленные в учебном процессе в виде «дидактического материала» элементы учебной новизны, раскрыть их в реальностях предметного и социального мира. Новизна становится понятной обучаемым лишь в формах, адекватных этим реальностям. Преподаватель обязан именно не повторить, но трансформировать через преподавательское естество и в значительной степени авторизировать эти «свёрнутые» сентенции, выразить и воплотить их в содержании своей учебно-познавательной и обучающей деятельности, а в дальнейшем посредством углублённой повторной переработки учебных знаний вернуться к практике на более высоком уровне». (В.Д. Лобашев, «Дидактические функции учебных текстов».)
Поэтому любой преподаватель преподает свой вариант курса, выбирая как фрагменты ма-териала, так и способы его трансформации и представления. Конечно, э-учебник, созданный преподавателем, будет отличаться от продукта профессиональных разработчиков, как содержательно (в первую очередь – открытостью медиаряда и обращением к внешним источникам), так и по реализации (упрощенные технологии тестирования, минимальная навигация, аскетичный дизайн), и вряд ли сможет стать коммерческим продуктом. Однако для конкретных студентов данного преподавателя ценность такого э-учебника очень высока.
Выбор программных решений определяется уровнем суммарной компьютерной грамотности преподавателей, и с дидактической точки зрения не очень важен: даже подготовленный в MS Word или Adobe Acrobat курс с внешними гиперссылками и элементами тестирования будет достаточно эффективен. Вместе с тем, некоторые вузы могут позволить себе создавать виртуальные практикумы, выполненные в трехмерных средах с высокой степенью реализма и с использованием профессиональных пакетов 3D-моделирования (3D Studio MAX, Maya, LightWave). Интерактивность в виртуальных практикумах обеспечивается разными программными решениями (Java, Adobe Flash, Adobe AIR, GameStudio, Corel R.A.V.E. и др.). Однако сочетание оптимального программного решения с эффективным (а не только эффектным) использованием виртуальной реальности возможно лишь при сотрудничестве профессиональных преподавателей со специализирующимися на образовательном программном обеспечении фирмами.

Р. Каплин: Существует такое понятие, как разработка э-учебника на основе шаблона. В чем преимущества и недостатки такого подхода?

Д. Мамонтов: Шаблон электронного учебника – понятие достаточно неоднозначное. Шаблон включает в себя такие основные компоненты, как цветовое и стилистическое решение, способы расположения материала, навигация по учебнику, мультимедиа-объекты и многое другое. В создании качественного шаблона участвует целая команда специалистов: программистов, педагогических дизайнеров, флеш-аниматоров и многих других. Можно разрабатывать электронные учебники с помощью специальных программных средств – авторских средств быстрой разработки курсов (rapid e-learning tools), в которых уже существует готовый шаблон курса. Компанией Competentum разработан подобный инструмент, позволяющий создавать слайдовые учебные материалы – Competentum.АВТОР. Работа преподавателя при этом сводится к следующему:
 

  • подготовить недостающий материал, например, в формате документа Word;
  • открыть шаблон курса в авторском средстве и загрузить в него подготовленный учебный ма-териал.

Преимущества подобной разработки электронного учебника заключаются в следующем:

  • уменьшается время на разработку;
  • сокращаются затраты на производство;
  • курс можно в дальнейшем модифицировать, исходя из потребностей пользователя.

Проблема использования данного метода заключается, прежде всего, в том, что не всегда поль-зователя удовлетворяет предлагаемый шаблон, поэтому требуется значительная переработка го-тового, а иногда создание нового шаблона электронного учебника.

А. Рябинин: Я тоже пока не сформировал для себя понятия «шаблон для создания электронного курса». Здесь я бы разделил это понятие на 1) шаблон сценария, 2) шаблон э-курса. В первом случае мы находимся в активном поиске методик создания шаблонных сценариев по различным направлениям электронных курсов (продуктовые, курсы по информационным технологиям, гуманитарные курсы и т.д.). Это необходимо для создания сценариев для быстрых курсов, которые нужно внедрить здесь и сейчас и пройти в ближайшее время. Что касается второго случая, то тут должны быть специализированные авторские средства, которые могли бы иметь возможность создавать и использовать шаблоны для э-курсов. Вообще же отношение к шаблонам у меня обычное: есть свои плюсы (возможность создания курсов «своими руками» за короткие сроки, соответственно – существенная экономия средств) и минусы (очень сложно подобрать для каждого курса соответствующий шаблон и далеко не всегда курс подвержен шаблонизации).

Р. Каплин: Где преподаватели могут взять программное обеспечение для создания э-учебников и на каких условиях?

А. Рябинин: Купить или взять в открытом доступе (к сожалению, не могу посоветовать какого-либо бесплатного авторского средства). У каждой компании-продавца своя ценовая и продажная политика.

Д. Мамонтов: Самый простой способ приобретения специальных программных авторских средств быстрой разработки курсов – через крупный специализированный интернет-магазин Allsoft.ru. Кроме того, можно обратиться в компанию-производитель за демонстрационной версией продукта, которая вполне полнофункциональна и ограничивает полет авторской фан-тазии лишь размерами создаваемого учебника. Очень актуальны для преподавательского корпуса также сетевые учебники и курсы. В минимальном варианте они представляют собой набор HTML-страниц, созданных при помощи одного из стандартных редакторов гипертекста (MS FrontPage, Macromedia DreamWeaver), или одну страницу – оглавление, на которой содержатся ссылки на файлы контента в удобном для автора такого низкобюджетного курса формате (преимущественно текстовом – Adobe PDF, MS Word и др.). Ряд вузов широко использует системы управления дистанционным образованием (LMS – Learning Management Systems), обычно включающие редактор электронных курсов для создания э-учебников. Сегодня на образовательном рынке представлено несколько десятков оболочек (платформ дистанционного обучения), различающихся по объёмам встраиваемых модулей, техническим требованиям, количеству обучаемых, лицензионной политике (как бесплатные -Moodle, Atutor, так и коммерческие – например, Competentum.МАГИСТР, «Прометей», Redclass и др.).

Р. Каплин: Спасибо за ваши ответы!


Загрузка