Внедрение современных информационных технологий в образовательный процесс школы, муниципалитета, региона
Тип мероприятия: курсы повышения квалификации.
Цель: повышение компетенции руководящих работников, методистов и педагогов, принимающих участие в организации использования информационных технологий и внедрении современных компьютерных средств обучения в образовательный процесс.
Категория слушателей: методисты муниципальных управлений образованием, руководители учреждений образования, учителя.
Оборудование: развернутая система дистанционного обучения (Competentum.МАГИСТР™, «1С:Образование 5. Школа» или Moodle), предметное портфолио компании «ФИЗИКОН», компьютерный класс с доступом в Интернет.
Форма обучения: дистанционная.
Примерное количество слушателей: 15–20 человек.
Длительность: 72 часа.
Требования к квалификации слушателей: опыт методической и/или управленческой работы в школе, навыки квалифицированного пользователя офисного и образовательного ПО, проектор, экран или интерактивная доска, демонстрационные образцы оборудования (планшетный компьютер, цифровой микроскоп).
Ожидаемый результат: по окончанию обучения слушатели смогут принимать компетентные решения по выбору стратегий применения современных компьютерных средств обучения в образовательном процессе и приобретут навыки квалифицированной работы в системе дистанционного обучения с использованием современных электронных образовательных ресурсов по конкретным предметам (математика, информатика и ИКТ, физика и астрономия, химия, биология и экология, история и обществознание).
Программа курса:
1. Общие вопросы использования ИКТ в образовании (2 часа)
1.1 Современные информационные технологии и их использование в работе учителя. Методология и стратегия отбора содержания, методов и организационных форм обучения с использованием информационных технологий. Классификация компьютерных средств обучения
2. Средства информатизации образования и их использование в учебном процессе (18 часов)
2.1 Стационарные компьютеры. Компьютерные классы, локальные сети. Ноутбуки/нетбуки, мобильные компьютерные классы
2.2 Особенности программных продуктов образовательного назначения и электронных образовательных ресурсов для стационарных компьютеров и компьютерных классов. Единая коллекция ЦОР. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) проектов ФЦПРО и ЭОР НП
2.3 Электронные учебники. «Открытая физика» и другие электронные учебники компании «ФИЗИКОН»
2.4 Особенности сетевой работы с образовательными программными продуктами
2.5 Виртуальные практикумы и деятельностные формы освоения учебного материала. Организация исследовательской работы с интерактивными моделями. Элементы проектной деятельности в виртуальном практикуме, игровые формы взаимодействия с интерактивными моделями
2.6 Компьютерное тестирование. Теория оценки; оценка качества образования. Стимулирующая роль оценки. Тесты достижений и тесты возможностей. Мониторинг обученности учащихся
2.7 Типология тестовых заданий. Типы закрытых заданий с автоматической проверкой. Требования к тестовым заданиям. Открытые задания. Тематическая контрольная работа
2.8 Подготовка к ЕГЭ. Структура контента в продуктах для подготовки к ЕГЭ. Структура КИМ ЕГЭ и ее отражение в ПМК по подготовке к ЕГЭ. Режимы тестирования в ПМК. Особенности проверки заданий группы C
2.9 Электронная рабочая тетрадь. Способы взаимодействия электронного учебника и рабочей тетради. Особенности подбора и расположения заданий в рабочей тетради. Инновационный учебно-методический комплект (ИМУМК)
3. Интерактивное оборудование (3 часа)
3.1 Интерактивные доски. Классификация интерактивных досок, использование возможностей интерактивных досок на уроках (Promethean ActivBoard, SMART, InterWrite, Panaboard и др.)
3.2 Образовательные ресурсы для интерактивных досок. Серия продуктов «Открытая коллекция»
3.3 Пульты оперативного контроля знаний и другие интерактивные устройства, подключаемые к интерактивным доскам
4. Мобильные устройства (2 часа)
4.1 Мобильные устройства: смартфоны и планшетные компьютеры
4.2 Электронные образовательные ресурсы для мобильных устройств: прототипы электронных учебников нового поколения (ЭОР-24, ИМУМК). Рабочие тетради и подготовка к ЕГЭ на планшетных компьютерах
5. Внешние подключаемые устройства (2 часа)
5.1 Подключаемые устройства (цифровые микроскопы, датчики). Планшетный компьютер в роли цифрового микроскопа
5.2 Исследовательские лаборатории на планшетных компьютерах: прототип «Виртуальной лаборатории естествоиспытателя»
6. Онлайновые сервисы и «облачные» технологии (3 часа)
6.1 Средства хранения ресурсов (Яндекс.Диск, DropBox и др.). Онлайновые сервисы (аналоги офисных программ, географические карты, средства создания интерактивного контента)
6.2 Социальные сети образовательного назначения. Использование образовательных сред в образовательном процессе. Средства организации проектной деятельности
6.3 Особенности сетевых образовательных сервисов. Онлайновые и оффлайновые составляющие современного УМК (ИМУМК). Подготовка к ЕГЭ с использованием «облачного» сервиса
7. Система дистанционного обучения (30 часов)
7.1 Назначение и функциональные возможности СДО. Типология электронного контента. Какие ресурсы целесообразно использовать совместно с СДО? Педагогический дизайн электронного курса и мультимедиа-объекта
7.2 Ролевая модель доступа в СДО. Роль учителя: права и обязанности. Загрузка и назначение пользователей. Загрузка и публикация курсов. Настройки публикации. Публикация авторских материалов
7.3 Загрузка и публикация курса. Назначение курса пользователю
7.4 СДО глазами учащегося. Прохождение теста
7.5 Способы оценивания работ и настройки шкал. Отчеты и рейтинги в СДО
7.6 Инструментальные возможности СДО. Создание авторских тестов в СДО. Типы тестов. Ограничения средства создания тестов. Разработка и сборка теста. Загрузка подготовленного теста в СДО, назначение теста пользователю
7.7 Методические и дизайн-эргономические приемы создания интерактивных заданий
7.8 Примеры образовательных сервисов в СДО Электронные образовательные ресурсы компании «ФИЗИКОН» в составе СДО: ПМК по подготовке к ЕГЭ и Рабочая тетрадь
7.9 Коллекция интерактивных объектов для СДО компании «ФИЗИКОН»
8. Управленческий аспект информатизации образования (8 часов)
8.1 Использование ИКТ в управлении образовательным учреждением. Автоматизированное рабочее место (АРМ) руководителя образовательного учреждения
8.2 Анализ и самоанализ результатов учебной деятельности учителя и ученика, использование современных образовательных технологий в практике. Портфолио учителя. Портфолио ученика
8.3 Понятие о Едином информационно-образовательном пространстве региона Система оценка качества образования региона
8.4 Реализация Единого информационно-образовательного пространства региона на основе СДО
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Внедрение современных информационных технологий
в образовательный процесс школы, муниципалитета, региона
Цель: Повышение компетенции руководящих работников, методистов и педагогов, принимающих участие в организации использования информационных технологий и внедрении современных компьютерных средств обучения в образовательный процесс
Категория обучающихся: методисты муниципальных управлений образованием, руководители учреждений образования, учителя
Срок обучения: 72 часа
Форма обучения: дистанционная
№ | Наименование разделов и тем | Всего (часы) | В том числе | Формы контроля | |
Лекции | Практические, лабораторные занятия | ||||
1 | Общие вопросы использования ИКТ в образовании | ||||
1.1 | Современные информационные технологии и их использование в работе учителя. Методология и стратегия отбора содержания, методов и организационных форм обучения с использованием информационных технологий. Классификация компьютерных средств обучения | 2 | 1 | 1 | |
2 | Средства информатизации образования и их использование в учебном процессе | ||||
2.1 | Стационарные компьютеры. Компьютерные классы, локальные сети. Ноутбуки/нетбуки, мобильные компьютерные классы | 1 | 1 | 0 | |
2.2 | Особенности программных продуктов образовательного назначения и электронных образовательных ресурсов для стационарных компьютеров и компьютерных классов. Единая коллекция ЦОР. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) проектов ФЦПРО и ЭОР НП | 2 | 1 | 1 | |
2.3 | Электронные учебники. «Открытая физика» и другие электронные учебники компании «ФИЗИКОН» | 3 | 1 | 2 | |
2.4 | Особенности сетевой работы с образовательными программными продуктами | 1 | 1 | 0 | |
2.5 | Виртуальные практикумы и деятельностные формы освоения учебного материала. Организация исследовательской работы с интерактивными моделями. Элементы проектной деятельности в виртуальном практикуме, игровые формы взаимодействия с интерактивными моделями | 3 | 1 | 2 | |
2.6 | Компьютерное тестирование. Теория оценки; оценка качества образования. Стимулирующая роль оценки. Тесты достижений и тесты возможностей. Мониторинг обученности учащихся | 2 | 1 | 1 | |
2.7 | Типология тестовых заданий. Типы закрытых заданий с автоматической проверкой. Требования к тестовым заданиям. Открытые задания. Тематическая контрольная работа | 3 | 1 | 2 | |
2.8 | Подготовка к ЕГЭ. Структура контента в продуктах для подготовки к ЕГЭ. Структура КИМ ЕГЭ и ее отражение в ПМК по подготовке к ЕГЭ. Режимы тестирования в ПМК. Особенности проверки заданий группы C | 2 | 0 | 2 | |
2.9 | Электронная рабочая тетрадь. Способы взаимодействия электронного учебника и рабочей тетради. Особенности подбора и расположения заданий в рабочей тетради. Инновационный учебно-методический комплект (ИМУМК) | 1 | 1 | 0 | |
3 | Интерактивное оборудование | ||||
3.1 | Интерактивные доски. Классификация интерактивных досок, использование возможностей интерактивных досок на уроках (Promethean ActivBoard, SMART, InterWrite, Panaboard и др.) | 1 | 1 | 0 | |
3.2 | Образовательные ресурсы для интерактивных досок. Серия продуктов «Открытая коллекция» | 2 | 0 | 2 | |
3.3 | Пульты оперативного контроля знаний и другие интерактивные устройства, подключаемые к интерактивным доскам | 1 | 1 | 0 | |
4 | Мобильные устройства | ||||
4.1 | Мобильные устройства: смартфоны и планшетные компьютеры | 1 | 1 | 0 | |
4.2 | Электронные образовательные ресурсы для мобильных устройств: прототипы электронных учебников нового поколения (ЭОР-24, ИМУМК). Рабочие тетради и подготовка к ЕГЭ на планшетных компьютерах | 2 | 1 | 1 | |
5 | Внешние подключаемые устройства | ||||
5.1 | Подключаемые устройства (цифровые микроскопы, датчики). Планшетный компьютер в роли цифрового микроскопа | 2 | 1 | 1 | |
5.2 | Исследовательские лаборатории на планшетных компьютерах: прототип «Виртуальной лаборатории естествоиспытателя» | 1 | 0 | 1 | |
6 | Онлайновые сервисы и «облачные» технологии | ||||
6.1 | Средства хранения ресурсов (Яндекс.Диск, DropBox и др.). Онлайновые сервисы (аналоги офисных программ, географические карты, средства создания интерактивного контента) | 2 | 1 | 1 | |
6.2 | Социальные сети образовательного назначения. Использование образовательных сред в образовательном процессе. Средства организации проектной деятельности | 1 | 0 | 1 | |
6.3 | Особенности сетевых образовательных сервисов. Онлайновые и оффлайновые составляющие современного УМК (ИМУМК). Подготовка к ЕГЭ с использованием «облачного» сервиса | 1 | 0 | 1 | |
Итого по 1 части курса | 34 | 15 | 19 | Зачет | |
7 | Система дистанционного обучения Competentum.МАГИСТР™, «1С:Образование 5. Школа», Moodle1 |
||||
7.1 | Назначение и функциональные возможности СДО. Типология электронного контента. Какие ресурсы целесообразно использовать совместно с СДО? Педагогический дизайн электронного курса и мультимедиа-объекта | 3 | 1 | 2 | |
7.2 | Ролевая модель доступа в СДО. Роль учителя: права и обязанности. Загрузка и назначение пользователей. Загрузка и публикация курсов. Настройки публикации. Публикация авторских материалов | 4 | 1 | 3 | |
7.3 | Загрузка и публикация курса. Назначение курса пользователю | 2 | 0 | 2 | |
7.4 | СДО глазами учащегося. Прохождение теста | 2 | 0 | 2 | |
7.5 | Способы оценивания работ и настройки шкал. Отчеты и рейтинги в СДО | 3 | 1 | 2 | |
7.6 | Инструментальные возможности СДО. Создание авторских тестов в СДО. Типы тестов. Ограничения средства создания тестов. Разработка и сборка теста. Загрузка подготовленного теста в СДО, назначение теста пользователю | 6 | 1 | 5 | |
7.7 | Методические и дизайн-эргономические приемы создания интерактивных заданий | 2 | 1 | 1 | |
7.8 | Примеры образовательных сервисов в СДОЭлектронные образовательные ресурсы компании «ФИЗИКОН» в составе СДО: ПМК по подготовке к ЕГЭ и Рабочая тетрадь | 4 | 1 | 3 | |
7.9 | Коллекция интерактивных объектов для СДО компании «ФИЗИКОН» | 4 | 1 | 3 | |
8 | Управленческий аспект информатизации образования | ||||
8.1 | Использование ИКТ в управлении образовательным учреждением. Автоматизированное рабочее место (АРМ) руководителя образовательного учреждения | 2 | 1 | 1 | |
8.2 | Анализ и самоанализ результатов учебной деятельности учителя и ученика, использование современных образовательных технологий в практике. Портфолио учителя. Портфолио ученика | 2 | 0 | 2 | |
8.3 | Понятие о Едином информационно-образовательном пространстве региона Система оценка качества образования региона | 2 | 1 | 1 | |
8.4 | Реализация Единого информационно-образовательного пространства региона на основе СДО | 2 | 0 | 2 | |
Итого по 2 части курса | 38 | 9 | 29 | Зачет | |
Итого | 72 | 24 | 48 |
1 При организации курсов осуществляется выбор конкретной системы дистанционного образования. Организация изложения тем 7.1-7.9 и 8.4 осуществляется на основе конкретной СДО