Смешанное обучение физике в развивающей информационно-коммуникационной среде с использованием программно-методического комплекса по подготовке к ЕГЭ на основе Competentum.МАГИСТР

Гомулина Н.Н.

Московская гимназия на Юго-Западе № 1543
gomulina@yandex.ru

 

В настоящее время смешанное обучение (blended learning)  активно внедряется в мире и в российской системе образования. Обычно за рубежом под смешанным обучением понимают эволюцию дистанционного обучения в сторону интегрированных программ с различными методиками доставки контента для решения проблем оптимального обучения.

В России под смешанным обучением     разные исследователи выделяют два направления. Первый подход связан с пониманием смешанного обучения, как некоего формата учебных курсов, при котором в дистанционные курсы встраиваются активные методы обучения. Обучающиеся самостоятельно изучают учебный материал в рамках дистанционного курса. Предполагается активная самостоятельная работа обучающегося; закрепление и отработка материала проходят на очных занятиях, реализуемых с использование активных методов обучения. Второй подход рассматривает смешанное обучение, как модель использования распределенных информационно-образовательных ресурсов в очном обучении с применением элементов асинхронного и синхронного дистанционного обучения.

Определим развивающую информационно-коммуникационную среду по физике как совокупность условий, способствующих возникновению и развитию процессов учебного информационного взаимодействия между обучаемым, обучающим и средствами ИКТ, взаимодействующими с пользователем как с субъектом информационного общения и личностью, и обеспечивающими: формирование познавательной самостоятельности при условии наполнения компонентов среды предметным содержанием, осуществление учебной информационной деятельности с сетевыми информационными ресурсами на базе интерактивных средств ИКТ.

Что такое Competentum.МАГИСТР? Это система дистанционного обучения (СДO), обеспечивающая хранение, доставку и воспроизведение электронных курсов, автоматизацию тестирования, формирование отчетов о результатах дистанционного обучения. Система Competentum.МАГИСТР разработана компанией Competentum на основе популярного портального решения Microsoft Office SharePoint Server 2010, полностью с ним интегрирована и позволяет использовать все его возможности для организации эффективной, удобной и привлекательной среды обучения и развития.

Роль наполнения компонентов среды предметным содержанием при подготовке к ЕГЭ по физике осуществляют:

  • Учебные материалы.
  • Тренинги.
  • SCORM-курсы.

Осуществление учебной информационной деятельности с сетевыми информационными ресурсами на базе интерактивных средств ИКТ обеспечивается как через Интернет (в случае удалённого доступа к серверу), так и непосредственным подключением к серверу в крупных образовательных учреждениях. Например, в Ивановской области такая система развёрнута на сервере области для 20 малокомплектных школ.

По физике в состав поставки входит 150 конспектов, которые привязаны к 2-3 уровневому тематическому рубрикатору и собраны в SCORM-пакеты по разделам. Список тем конспектов укрупнён и может использоваться для любого комплекта ИУМК:

  • Механика.
  • Молекулярная физика. Термодинамика.
  • Электродинамика.
  • Основы теории относительности.
  • Квантовая физика.
  • Физика и методы научного познания.

Учитель физики может использовать электронные образовательные ресурсы (например, мультимедийные курсы, интерактивные модели, компьютерные лабораторные работы и др.) при подготовке и проведении занятий, организации лабораторных работ, разнообразной аттестации учащихся, работать с системой отчетности – мониторингом результатов деятельности обучающихся. В СДО имеется страница отчетности по активностям обучающихся. Учитель может каждому школьнику создавать индивидуальный график работы (вкладка «индивидуальные задания»), фактически создавая индивидуальную образовательную траекторию.

Фактически применяя СДО Competentum.МАГИСТР мы реализовываем первый подход к смешанному обучению, при котором в дистанционное обучение физике встраиваются активные методы обучения, самостоятельная работа обучающихся контролируется учителем через систему СДО. Происходит интеграция очного (классно-урочного) обучения и дистанционного обучения.

Таким образом, применяя для подготовки к ЕГЭ по физике систему СДО Competentum.МАГИСТР, мы осуществляем один из подходов к созданию  развивающей информационно-коммуникационной среды.

 

Литература

  1. Козленко П.Г. Программно-методический комплекс по подготовке к ЕГЭ. Методическое пособие для учителя. ИД: ООО «Ваш полиграфический партнер», 2011.
  2. Орлова М.С. Критерии выбора компонентов и проектирования модели смешанного обучения программированию. Журнал «Вестник РУДН» серия «Информатизация образования», 2008, №3.
  3. Прозорова Ю.А. Условия осуществления учебного информационного взаимодействия в информационно-коммуникационной среде, функционирующей на базе авторских сетевых информационных ресурсов. Ученые записки ИИО. Вып.32. – М., :ИИО РАО, 2010. С.15 – 46.