Коллекция интерактивных мультимедиа компонентов по физике и астрономии под Linux

Н.Н. Гомулина

(Московская гимназия на Юго-Западе № 1543)

КОЛЛЕКЦИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МУЛЬТИМЕДИА КОМПОНЕНТОВ ПО ФИЗИКЕ И АСТРОНОМИИ ПОД LINUX

В настоящее время мало электронных образовательных ресурсов, корректно работающих под LINUX. Компания Competentum (ФИЗИКОН) выпустила в 2011 году 19 электронных учебных изданий серии «Открытая Коллекция», работающих в свободно распространяемом программном обеспечении.

Курсы серии «Открытая Коллекция» оформлены в виде web-страниц, для просмотра которых используется обозреватель Mozilla Firefox версии 3 и выше или Opera версии 10 и выше. Для корректной работы интерактивных моделей и работы режима «Маркер» необходимо разрешить Flash Player обращаться к локальным ресурсам. Фактические эти электронные средства учебного назначения (ЭСУН) являются модификацией мультимедиа библиотек для интерактивных досок. Курсы данной серии устойчиво работают с использованием интерактивных досок различных типов.

Что отличает все ЭСУН серии – быстрый выбор необходимого объекта внутри каждой темы: модели, иллюстрации, тестового задания или задачи с численным решением. Все объекты представлены в виде «иконок».

Первое, что было решено при создании таких электронных образовательных ресурсов – это единый педагогический дизайн коллекции. Все курсы созданы в одном общем шаблоне (вариации допускаются только по фоновым рисункам к основным страницам). Курс содержит 3 основные и несколько вспомогательных страниц. Вот основные страницы:

  • Содержание курса.
  • Содержание подтемы.
  • Цифровой ресурс.

Шаблон также содержит несколько вспомогательных разделов:

  • Поиск.
  • Настройки.
  • Помощь.
  • Учителю.

Журнал успеваемости в шаблоне отсутствует, так как каждый ЭСУН предназначен для коллективной работы в классе.

По новому стандарту  вопросы астрономии изучаются в курсе физики 9-11 классов. Поэтому обучение физике и астрономии в интегрированной среде актуально. Для учителя физики важными являются курсы серии «Открытая Коллекция»:

  • Открытая Коллекция.
  • Открытая Коллекция. Физика. Электродинамика, оптика и квантовая физика. Механика и термодинамика.
  • Открытая Коллекция. Астрономия.

Данные ЭСУН являются не просто сборником старых интерактивных моделей, анимаций и тестов. Они ценны с методической точки зрения еще и тем, что для них были специально переделаны из Java во Flash интерактивные модели из более старых курсов компании «Открытая Физика 2.6.» и «Открытая Астрономия 2.6», а, следовательно, интерактивные модели раскрываются не в маленьком экране, а почти на всю страницу. При создании новых моделей авторами были учтены пожелания учителей, например, в модели «Магнитное поле кругового витка с током» активно можно менять положение точки, в которой наблюдается вектор магнитной индукции не только по оси Х (рис.1). В интерактивной модели «Фотоэффект» расширен диапазон длин волн с 100 нм до 760 нм, возможен выбор режима «установка» (рис.2).

Рис.1 Модель «Магнитное поле кругового витка с током»

Рис. 2 Модель «Фотоэффект»

При работе с коллекцией мультимедиа-объектов «Открытая Коллекция» обучающиеся сразу видят ошибки при интерактивном тестировании с помощью интерактивных заданий. Все тестовые задания параметризованы: при каждом новом открытии текст задания, порядок дистракторов, цифровые значения могут изменяться. Следовательно, при каждом новом открытии тестового задания фактически открывается новое задание. Поэтому можно организовать работу с одним тестовым заданием нескольких обучающихся.

При использовании интерактивной доски возможны следующие виды образовательной деятельности:

Этапы проведения урока

Возможные варианты использования коллекции мультимедиа-компонентов

Формирование мотивации у учащихся к деятельности по освоению нового материала, в том числе постановка темы и определение основных целей занятий

Подбор интерактивных моделей, анимаций и иллюстраций. Актуализации ранее известного. Запись темы урока

Объяснение нового материала

Подбор интерактивных моделей, анимаций и иллюстраций.

Работа с виртуальными практикумами – компьютерными средами

Воспроизведение знаний по обобщаемому материалу и систематизация этих знаний

Подбор интерактивных моделей, анимаций и иллюстраций

Формирование умений и навыков

Проведение индивидуального тестирования с интерактивными заданиями. Тестирование проводится для всего класса одновременно, при этом тестовые задания предъявляются в течение некоторого времени, или при ответе одного учащегося.

Возможно открытие комментария, решения, ответа для коррекции ответа и тренировки

Активная познавательная деятельность учащихся

Организация активной познавательной деятельности. Работа с интерактивными моделями. Работа с виртуальными практикумами – компьютерными средами

Проблемное изложение учебного материала

Подбор интерактивных моделей для выдвижения учебной гипотезы, формулировки проблемы, поиска практического решения проблемы

Закрепление знаний

Организация выступлений учащихся с использованием  коллекции мультимедиа-компонентов

Подведение итогов урока

Запись итогов урока. Стимуляция учащихся на самоконтроль и самообразование

Для эффективного применения коллекции в образовательном процессе в разделе «Учителю» имеются рекомендации по демонстрации объектов в определённой последовательности, модели уроков, приведены примеры использования интерактивных моделей при проблемном изложении учебного материала. Некоторые интерактивные модели рекомендуется демонстрировать с одновременной раздачей печатных дидактических материалов.