|
|
|
Интерактивные модели и анимации – это мультимедиа-компоненты, демонстрирующие на экране компьютера динамическую визуальную модель явления, технического объекта или процесса. Эти компоненты, как правило, содержат активные элементы управления параметрами модели и элементы навигации (например, кнопки Вперед и Назад).
Интерактивные модели и анимации нужно использовать:
- если нельзя обойтись рисунками и символьным текстом,
- если нужно показать объект в движении,
- если нужно сделать объект интерактивным – так, чтобы его поведение или внешний вид зависели от действий пользователя,
- если нужно разместить много информации в ограниченном пространстве.
Интерактивные модели и анимации не нужно использовать:
- чтобы показать в них только неподвижные текст, формулы и рисунки (в том числе, и на нескольких слайдах),
- чтобы проверить с их помощью знания, умения и навыки учащихся стандартными тестовыми методами (выбором варианта ответа, указанием численного ответа, соотнесением объектов – всем тем, что поддерживается стандартными интерактивными заданиями).
Стоимость интерактивных моделей можно уменьшить, если использовать:
- типовые формы (интерактивный коллаж, интерактивный рисунок и т. п.),
- статические рисунки вместо анимированных объектов,
- элементы из уже готовых интерактивных моделей.
Стоимость интерактивных моделей неминуемо увеличится, если:
- сценарий модели будет расплывчатым и нечетким, а сама модель будет неоднократно переделываться по требованию заказчика,
- модель будет включать в себя большое количество контента (проще разработать несколько мелких моделей, чем одну большую),
- модель будет включать в себя сложные трехмерные объекты,
- модель будет содержать нестандартную, запутанную логику поведения.
Примеры:
|
|
|
| |
|
|
|
Многопараметрические интерактивные модели предназначены для тех же целей, что и динамические модели с выбираемым параметром, однако возможности настройки модели объекта или процесса в них гораздо более широкие. Такие модели могут содержать от 2 до 10 полей численного ввода, в которых можно указать те или иные параметры модели, а также списки, переключатели, выключатели. Если модель динамическая, то она содержит кнопки управления анимацией – Вперед, Назад и т. п.
Многопараметрические интерактивные модели могут использоваться как на теоретических разделах для иллюстрации учебного материала, так и в виртуальных практикумах – для выполнения лабораторных работ на компьютере.
Примеры:
|
|
|
| |
|
|
|
Модели-тренажеры предназначены для тренировки практических умений и навыков учащихся в условиях. Как правило, управление объектами или процессами в этих моделях учащиеся осуществляют с помощью специализированных элементов управления, внешний вид которых схож с элементами управления, применяемыми в соответствующих реальных установках. Поэтому в моделях-тренажерах широко используются стилизованные кнопки, компоненты point-n-click и drag-n-drop. Наконец, модель-тренажер не только позволяет учащемуся выполнить какую-либо последовательность действий, но и контролирует достижение целей, поставленных перед учащимся, то есть дает ему обратную связь.
Модели-тренажеры используются в практических разделах учебных пособий – как в качестве самостоятельных учебных единиц, так и в совокупности с другими мультимедиа-компонентами. В случае, если модель оценивает ответ, ее можно использовать и в аттестационных модулях ЭОР.
Модели-конструкторы одна из форм моделей-тренажеров, позволяющая обучаемому собрать объект или процесс из отдельных составляющих. Результат сборки может оцениваться компьютером.
Модели-конструкторы целесообразно использовать в практических разделах учебных пособий.
Примеры:
|
|
|
| |
|
|
|
Интерактивный рисунок представляет собой изображение, разделенное на активные области. Щелчок по активной области открывает всплывающее окно с текстом или провоцирует какое-либо простое действие. Выбор активных областей щелчком мыши в некоторых случаях может дублироваться выбором из списка или группы выключателей/переключателей.
Интерактивные рисунки – отличный тип иллюстраций для фронтальных демонстраций в учебных классах. Они могут также использоваться в теоретических сценах для повышения уровня интерактивности учебного ресурса.
Интерактивный коллаж – это группа рисунков (как правило, фотографий), уменьшенные изображения которых сгруппированы в матрицу. Щелчок любого изображения позволяет увеличить его до размеров целой модели.
Интерактивный коллаж позволяет сэкономить место в теоретических сценах.
Примеры:
|
|
|
| |
|
|
|
Интерактивная схема представляет собой иерархическую схему, в которой блоки верхнего уровня могут декомпозироваться по запросу пользователя, разделяясь на несколько блоков более низкого уровня, и «сворачиваться» обратно. В состав блока могут входить текст, формулы, иллюстрации и анимированные объекты.
Интерактивные схемы используются на теоретических сценах для компактного размещения учебного материала или для повышения уровня взаимодействия электронного ресурса с пользователем.
Интерактивная таблица – это интерактивный вариант обычной таблицы. Один из столбцов таблицы (как правило, с ключевым полем) содержит выпадающий список, выбирая в котором пользователь может вывести на экран нужную запись.
Интерактивные таблицы предназначены для экономии места в теоретических сценах, а также в описаниях лабораторных работ.
Примеры:
|
|
|
| |
|
|
|
Интерактивный чертеж – это мультимедиа-компонент, позволяющий не только выполнить геометрические преобразования (поворот, смещение, масштабирование, вращение в трехмерном пространстве) с плоскими и объемными геометрическими изображениями, но и изменять себя (добавлять и удалять компоненты, изменять их размеры и взаимное расположение).
Интерактивные чертежи удобно использовать в качестве иллюстраций в учебных пособиях, связанных с геометрией.
Примеры:
|
|
|
| |
|
|
|
Интерактивная карта – это мультимедиа-компонент, основанный на обычной карте (географической, астрономической и т. п.). Интерактивная карта содержит активные области, щелчки которых приводят к каким-либо действиям (например, к появлению всплывающих окон с информацией). Кроме того, интерактивные карты могут позволять изменять масштаб картографической основы, перемещать центр изображения и т. п.
Интерактивные карты повышают уровень интерактивного взаимодействия с плоскими изображениями поверхностей.
Примеры:
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
Интерактивные задания – это сцены со встроенной стандартной интерактивностью, подразумевающей возможность ввода пользователем ответа на поставленный вопрос и автоматизированной проверки его. Интерактивные задания – неотъемлемый атрибут любого курса.
Как и обычные сцены, интерактивные задания могут включать в себя мультимедиа-объекты и компоненты разметки (заголовки, списки, таблицы, всплывающие окна, гиперссылки, формулы, форматированные блоки и т. п.).
Задания подразделяются на два типа: закрытые (когда количество вариантов ответа, который может дать пользователь, ограничено и обычно не превышает десятка) и открытые (когда количество вариантов ответа крайне велико). Типичным примером закрытого задания является задание на выбор варианта ответа, открытого задания – задание на ввод числа в поле.
Некоторые интерактивные задания могут быть параметризованными. Это означает, что каждую сессию (то есть при каждом показе очередному пользователю) условие, решение и ответ задания могут быть частично новыми (при этом остается сходство между всеми «клонами» одного задания, предъявляемыми разным пользователям). Простейший способ параметризации – перемешивание вариантов ответа в заданиях на выбор варианта. В более сложных случаях по специальному алгоритму могут подменяться в задачах числа, действия и даже рисунки.
Все интерактивные задания могут иметь в своем составе авторское решение. Громоздкое авторское решение может быть разбито на шаги, по очереди появляющиеся на экране по желанию пользователя.
В составе тестов (как наборов заданий) воспроизведение интерактивных заданий может иметь различные опции. Например, в тестах одних типов пользователь может в любой момент посмотреть решение. В тестах других типов не только решение, но и сама информация о том, правильно или неправильно ответил учащийся, является закрытой до окончания тестирования. Могут варьироваться время, отведенное на прохождение теста (и сама возможность ограничения времени), количество баллов, выставляемых за то или иное задание, и перевод суммарных баллов в итоговую оценку, порядок прохождения теста (например, можно запретить учащемуся переходить к следующему заданию до тех пор, пока он не выполнил (либо не выполнил правильно) предыдущее. В наиболее сложных случаях тест может реализовывать нелинейный сценарий обучения (например, если первая часть теста выполнена хорошо, то дается одна группа заданий, а если плохо – то другая).
Примеры:
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|