Обзор CD по биологии для средней школы

Школьное обозрение, № 5, 2003

Спросите талантливого, знающего и любящего свой предмет учителя биологии: чего он ждёт от компьютера? После короткого знакомства с возможностями компьютера и недолгих раздумий почти наверняка получите от него однозначный ответ - наглядности
То есть возможности показать те объекты и явления, которые недоступны для непосредственного наблюдения по разным причинам:

  • если они невелики (например, структуры ядра);
  • быстротечны (процесс передачи импульса от нейрона к нейрону);
  • скрыты от наблюдения (развитие эмбриона);
  • сложны для объяснения, а, соответственно, понимания (синтез белка);
  • недоступны для демонстрации (глубоководные черви или альпийские луга);
  • недоступны из-за их исчезновения с лица Земли (странствующий голубь).

Все выше перечисленные ситуации позволяют понять, какие требования предъявляет пользовательская сторона к программным продуктам по предметной области биологии.

Конечно, хотелось бы иметь в распоряжении материал подлинно мультимедийный - насыщенный разными видами представления информации, дополненный грамотными текстами, справочным аппаратом и системой контроля. Но такого, нам, увы, пока не встречалось. Даже просто качественное совмещение графики, мультипликации, видео и компьютерных моделей в одном продукте сегодня еще большая редкость. Но работать школьному биологу надо уже сейчас, не дожидаясь появления ресурсов, совершенных во всех отношениях.

Увидеть скрытое

Среди удачных - по ряду параметров - мультимедийных учебных средств можно назвать диск «Атлас морфологии человека» (разработчик Диамединфо), который содержит 2 300 иллюстраций, 1 000 страниц текстового материала, глоссарий на 7 000 терминов и, по заявлению представляющей этот продукт фирмы «Новый диск», «рассчитан на студентов-медиков и практикующих врачей, но будет интересен и дилетантам».

Атлас содержит пять разделов: анатомия человека, анатомия новорожденного, эмбриология, гистология и гистопатология и представляет собой уникальный ресурс для изучения человека. Есть в нём возможность послушать дикторский текст, найти расшифровку латинского термина, скопировать любой объект - как текстовый, так и графический. Правда, высокая специфичность и научность представленного материала резко ограничивает его применимость в школе, ведь школьный курс «Человек и его здоровье» включает не только разделы анатомии, но и физиологии, гигиены, а также ОБЖ и социологии.

Для использования материала атласа на уроках можно посоветовать распечатать некоторые иллюстрации - при условии, если есть качественный цветной принтер. Однако, в классе не следует включать звуковое сопровождение, так как читаемый текст не меняется синхронно при переходе с одной иллюстрации на другую. Текст тоже лучше распечатать и сопроводить выбранные иллюстрации необходимыми комментариями самостоятельно, отметив их на CD или экспортировав в отдельную папку на жестком диске компьютера.

Не верь глазам своим...

Ещё один продукт, посвященный большому разделу школьной биологии - «Экология (общий курс)» (Центр ТСТО УГТУ (УПИ) и Издательство мультимедиа "Образ"). Пособие представляет собой синтез глав из общей экологии, ее химических основ и социальной экологии. Наибольший интерес с содержательной точки зрения представляют два последних раздела. Основа учебного материала - структурированный гипертекст. Вызов словаря специальных терминов возможен из любой части текста и открывается в отдельном окне. Некоторые материалы из последних глав могут служить для организации дискуссий со старшеклассниками. Диск снабжен иллюстрациями, различными схемами и диаграммами, которые доступны для экспорта через фотоальбом.

Для контроля усвоения пройденного материала в конце каждой главы помещены тесты и ряд контрольных вопросов. Тест применим в качестве самостоятельной работы для первичного закрепления, так как предоставляет возможность неограниченное число раз проверять и возвращаться к выполнению.

Небольшое количество компьютерной анимации и видеоклипов дополняют текст. К сожалению, как минимум одна из анимаций имеет содержательную ошибку: при фотосинтезе показан фотолиз не только воды, но и углекислого газа, что в реальности не происходит. Конечно же, подобную ошибку можно дидактически обыграть: после проведённого объяснения материала предъявлять данную анимацию и спрашивать учащихся, что показано неправильно. Видеоклипы я бы тоже порекомендовала предварительно просматривать для решения вопроса, стоит использовать их со звуком или без него.

Неплохо было бы, если в компьютерном варианте учебника можно было бы не просто рассматривать пищевые цепочки или экологические пирамиды, но и самим строить их или вносить изменения. К сожалению, пока разработчики не предоставляют таких возможностей.

Повлиять на ход процессов

Компания «Физикон» славится своими «открытыми» продуктами. Например, «Открытая Химия» любой из версий (2.0 или 2.5) могла бы быть полезна учителю биологии, ведущему курс естествознания, например, при объяснении круговорота воды в природе или для объяснения некоторых общих с курсом химии и сложных для понимания без визуализации тем, например, строение биополимеров - белков, липидов, углеводов. (Модели углеводов, в частности, можно, уцепив курсором, покрутить в пространстве.)

Эта разработка содержит большое количество анимационных моделей, позволяющих хотя бы частично влиять на ход процессов: например, наблюдать изменения в окружающей природе при «постройке» завода, начинающего выделять соответствующие газы, приводящие к выпадению кислотных дождей.

Интересно, что компания «Физикон» довольно давно - около полутора лет - работает над продуктом «Открытая Биология» и даже представляла промежуточные итоги на некоторых образовательных выставках. Содержание диска, список моделей, варианты иллюстраций и принципы устройства можно увидеть на сайте. Там же можно будет и приобрести новинку, воспользовавшись разделом «Магазин», а в дальнейшем получать Интернет-поддержку. Будем ждать и надеяться, что этот продукт компании, недавно уверенно отметившей своё 10-летие, поможет школьному учителю биологии.

Ботаническая лаборатория

Ассоциации «Экосистема» http://www.creekfarm.net/partners/ecosystem/rus/index.php (президент - к. биол. наук Боголюбов Александр Сергеевич, bogolecos@mtu-net.ru) занимается организацией исследовательской работы школьников в природе. Она разрабатывает продукт «ЭкоГид: Путеводитель по экосистемам». Одна из уже выпущенных его частей - атлас-определитель деревьев и кустарников средней полосы Европейской части России в зимний период (в безлистном состоянии). Атлас-определитель состоит из двух взаимосвязанных частей: «Атласа» и «Определителя», которые могут быть использованы раздельно. Атлас представляет собой коллекцию авторских иллюстраций с сопутствующими текстовыми описаниями и предназначен для ознакомления с уже известными пользователю или определенными по определителю растениями, а также описаниями родов, семейств и классов, к которым относятся включенные в Атлас растения.

Определитель представляет собой компьютерную программу для определения видовой принадлежности неизвестного, взятого в природе и принесенного в лабораторию растения по ее морфологическим признакам. Он предназначен для начинающих ботаников, исследующих флору своей местности. Работа с определителем предварена подробной инструкцией. И, хотя, охваченный данным атласом материал занимает не слишком большое место в школьном курсе биологии, необходимо подчеркнуть специфичность и уникальность продукта: с его помощью учитель имеет возможность осуществить те лабораторные и исследовательские задачи, которые не всегда доступны в практике городского учителя.

Не будем здесь подробно разбирать доступный большинству школ, получающих компьютеры, продукт фирмы «1С: Репетитор» - о нём есть много разных мнений. Но одно хорошее свойство совершенно очевидно: школы получают его бесплатно. Это повод для каждого учителя биологии познакомиться самостоятельно с данным продуктом и найти область его применения в педагогической практике.

Творчески работающий учитель, выбирая и используя электронные материалы, волей-неволей создает собственные вариации на заданную тему. Часто оказывается, что созданное одним учителем может быть с успехом использовано его коллегами. То есть, фактически, учительское сообщество активно принимается за создание того самого будущего, более совершенного электронного ресурса, столь необходимого в повседневной школьной практике. И при этом было бы совершенно непростительно терять эти учительские находки. 
В Центре информационных технологий и учебного оборудования при Департаменте образования города Москвы (http://9151394.ru) такие учительские разработки собираются, предъявляются и обсуждаются - как в процессе обучения на курсах, так и в рамках «Клуба ТехноЛогия». Каждый учитель может поделиться своими находками перед аудиторией единомышленников, поучаствовать в дискуссии, познакомиться с уже накопленным опытом своих коллег. Приглашаем всех учителей, не зависимо от преподаваемого предмета, участвовать в создании электронных ресурсов будущего (пишите - bio@school.edu.ru).

Статья опубликована бюллетенем учебного книгоиздания "Школьное обозрение",
сентябрь-октябрь (№5) - 2003

Загрузка