Технологии цифрового класса

Под региональные проекты цифровизации образования выделено финансирование из федерального бюджета. Субъекты готовят заявки, взвешивая возможности и потребности своих образовательных систем, несмотря на отсутствие единой целевой модели образовательной среды. Однако рабочая версия цифрового класса уже доступна на рынке. Автор - издательство цифрового контента "Физикон" - один из лидеров в области создания образовательного контента. Приведенная ниже статья опубликована в отраслевом журнале EdExpert и отражает удачный опыт апробации технологий цифрового класса компании "Физикон" в школах Подмосковья.  

Денис Мамонтов

Генеральный директор издательства «Физикон», эксперт по технологиям электронного и смешанного обучения, разработки цифрового контента и автоматизации учебных процессов в образовательных организациях

 Расскажите немного о цифровом классе.

— Мы постарались собрать в одном месте все информационные технологии, которые нужны учителю. В части планирования это инструменты для создания рабочих программ по предметам, по планированию урока и наполнению его цифровыми ресурсами. В части проведения уроков были задействованы инструменты для фронтальной работы на интерактивной доске, для работы с электронными учебниками в классе, для выполнения лабораторных работ. Конечно, это и автоматизация выполнения домашнего задания, и контрольные работы в классе. Не забыли и проектную деятельность. Модель получилась открытой: и учителя, и учащиеся могут сами создавать контент и сразу публиковать его на платформе. 

Мы просмотрели весь реестр российских программ и баз данных Роскомнадзора — более 600 записей по тематике цифровой среды. В итоге удалось найти два решения, которые закрывали собой все функциональные потребности цифрового класса: образовательную платформу «Облако знаний» и мобильный класс «Веримаг». «Облако знаний» отвечает за онлайн-компоненты, а «Веримаг» органично дополняет его в офлайн-области.

— Зачем цифровому классу офлайн?

— Мы живем в большой стране: это огромные расстояния, разные по уровню оснащения школы, которые, остаются в неравных условиях по доступу в Интернет. Поэтому для нас было важным, чтобы хотя бы часть урока учитель мог провести с «цифрой», но без Интернета. Мобильный класс «Веримаг» использует прямое соединение между планшетами, что позволяет мгновенно устанавливать между ними связь в классе, не выходя в сеть, одновременно открывать нужные страницы учебника на всех планшетах и передавать результаты на учительский компьютер.
Мы старались, чтобы в выборку попали «середнячки», взяли в проект и школы в сельской местности.

— Почему было важно ограничиться минимальным количеством платформ?

— Мы предполагали, что учителю будет трудно на уроке переключаться с одной платформы на другую. Апробация показала, что мы правы: даже две платформы для учителя — это сложно. Поэтому прямо в ходе проекта мы интегрировали «Веримаг» и «Облако знаний» друг с другом, чтобы учитель мог запускать необходимый ему инструментарий «из одного окна». 

Кстати, во время апробации хорошо себя показали электронные ресурсы «Физикона» — интерактивные презентации, виртуальные практикумы, которые удачно ложились в модель цифрового класса и без сбоев работали с его инструментами.

— Как проходила апробация?

— Министерство образования предложило сконцентрироваться на одном предмете и на одном классе, чтобы можно было сравнить результаты в разных школах. Мы выбрали уроки физики в седьмом классе. Естественные науки — это прекрасная база для смешанного обучения. Здесь есть место и лабораторным работам, и задачкам-тренажерам, и визуальный ряд может быть очень хорошим. 

Дальше подключились методисты. Они написали сценарии четырех уроков по теме «Сила упругости. Вес тела» и на их основе показали, как можно использовать инструменты цифрового класса. В одном случае это был урок новых знаний с упором на фронтальную работу и взаимодействие с учебниками на планшетах, в другом — контрольная работа. Школьники дома самостоятельно составили по одному заданию по теме, а на уроке, выполнив контрольную, обсудили с учителем свои задания. Оказывается, это все можно успеть на одном уроке, если использовать модель «смена рабочих зон»: половина школьников выполняет компьютерный тест, вторая половина работает с учителем. Достаточно одного компьютера на двух школьников. 

Очень интересной оказалась лабораторная работа. Во-первых, мы попробовали «перевернутый класс». Ребята заранее изучили новый материал по интерактивным презентациям и прошли небольшой тест. Одна группа, показавшая чуть более высокие результаты, села за компьютеры, вторая начала работать с реальными установками и смогла «потрогать приборы» — в физике это важно. Через 20 минут ребята поменялись местами. А в виртуальной установке был очень хороший методический ряд — с выдвижением гипотез, подготовкой к работе, методикой обработки результатов эксперимента. Именно в виртуальной работе нам в наибольшей степени удалось реализовать компетентностный подход из ФГОС: в конце работы ученики попытались выяснить, подтвердилась ли их гипотеза экспериментом. Были и те, кто изначально предположил неверно, но в ходе работы изменил свою точку зрения на правильную. Этот результат педагогически, наверное, даже более ценный.

— Какой была обстановка в классах? Ребята не отвлекались на посторонние ресурсы в Интернете?

— Ни одного случая за всю апробацию! Времени отвлекаться не было совсем. Это отличительная черта смешанного обучения, ведь в обычной школе 80% времени на уроке тратится неэффективно. В обычной жизни ученик 15 минут ждет, когда учитель спросит «домашку» у пары школьников, потом 10 минут нудно читает учебник, потом еще 10 минут следит, как троечник с соседней парты пытается написать на доске закон Гука. А в blended learning благодаря «перевернутому классу», «смене рабочих зон», «автономным группам» каждый работает со своей скоростью. Ну, а эмоциональный фон — это, конечно, полный восторг. Нас спрашивали, приедем ли мы еще.

— Как учителя приняли цифровой класс?

— Во-первых, не подвела техника: и компьютеры, и сами инструменты «цифрового класса», и цифровые ресурсы «Физикона». Во-вторых, нам помогло издательство «Первое сентября», которое взяло на себя подготовку учителей, сформировало программу курса повышения квалификации, организовало на своей платформе десять обучающих вебинаров, провело итоговое тестирование. Учителя, успешно закончившие курс, получили удостоверения о повышении квалификации.

— Какие у вас планы на будущее?

— Во-первых, масштабирование проекта: в Московской области 1400 школ. Во-вторых, к цифровому классу нужно подключить региональные информационные системы образования: школьный дневник, витрины цифрового контента. В-третьих, нужно подумать о методике, ведь подходы к проведению уроков с использованием blended learning по разным предметам будут отличаться друг от друга. 

Очень хотим попробовать цифровой класс в других регионах. С несколькими регионами ведем переговоры, надеемся в этом году запустить в них апробацию.

Максим Потоцкий, Автор EdExpert

Ссылка на источник 

Материалы по теме:

Апробация современных решений модели цифрового класса в школах Московской области

Методическое пособие «Реализация модели «Цифровой класс» в Московской области»


Загрузка