Электронные учебники в образовательном процессе

Издание: журнал «Университетская книга», август, 2009

Участники круглого стола: Роман Каплин, выпускающий редактор журнала «Университетская книга»; Денис Мамонтов, директор департамента электронных курсов компании Competentum; Александр Рябинин, начальник отдела по внедрению технологий электронного обучения «Лаборатории мультимедиа» МУБИНТ.

Технологии электронного обучения все чаще и чаще используются в образовательном процессе. На рынке учебников электронные курсы начинают успешно конкурировать с традиционными печатными учебными изданиями. Появляются новые компании-разработчики обучающих программных продуктов. Уже шестой раз в Москве прошла выставка и конференция «Е-lеаrn expo», собравшая ведущих игроков рынка электронного обучения, у которых журнал «Университетская книга» попытался получить ответы на наиболее актуальные вопросы разработки и использования электронных учебников.

Р. Каплин: Уважаемые эксперты! Мы рады, что вы согласились ответить на наши вопросы. В последнее время понятие «электронный учебник» используется все чаще и чаще, и не всегда правильно. Мы хотели бы получить комментарии, что называется, «из первых рук». Итак, что такое электронный учебник в вашем понимании?

Д. Мамонтов: Электронный учебник является учебным средством нового типа, в котором объединены педагогические и компьютерные технологии. Электронные учебники, как и печатные издания, предназначены для предоставления новых знаний, однако процесс восприятия новой информации при работе с электронным учебником идет в более интенсивном и активном режиме. Любой человек может адаптировать процесс изучения материала к своим психофизиологическим особенностям восприятия, создать свою образовательную траекторию, а также развить навыки самостоятельной работы.

Независимо от способа реализации э-учебник представляет собой новый уровень подачи учебного материала за счет:

  • гипертекста - многообразия систем связей между фрагментами учебного материала (в конечном итоге обеспечивающего семантическое единство курса в рамках предметной области), включая глоссарий и справочный аппарат;
  • мультимедийное™ - использования эффективных средств представления учебного материала (реалистичного или синтезированного);
  • интерактивности (включая виртуальный практикум), позволяющей осуществить ознакомление и тренинг по выполнению действий и формированию предусмотренных компетенций;
  • самоконтроля знаний и навыков;
  • системы поиска информации, обеспечивающей удобство работы с курсом.

А. Рябинин: На мой взгляд, в этом вопросе есть некая путаница понятий. Изначально электронный учебник (в переводе с англ. textbook) – это электронная версия бумажного учебника. Сейчас же принято понимать под электронным учебником обучающую среду, содержащую в себе материалы информационного, обучающего, контролирующего и практического направлений.

Р. Каплин: Как можно классифицировать электронные учебники?

А. Рябинин: Электронные учебники можно классифицировать по разным атрибутам, таким как мультимедийность, технология подачи материала и т.п. Я же, воспользовавшись опытом своего коллеги из Белоруссии Владимира Наумова, приведу классификацию по типам педагогических сценариев:

  • хранилище данных (информационные курсы, направленные на одностороннюю подачу материала для обучаемого);
  • управляемое обучение (курсы с регулируемым движением по учебному материалу); развивающая среда (игровые курсы, а также курсы с использованием кейсов).

Д. Мамонтов: Я считаю, что все классификации, которые можно предложить, будут искусственными, так как в их основу будут положены произвольно выбранные параметры (стоимость, технология представления материала, аудитория, предметная область и т.п.). Единственной новой естественной классификации учебников, независимо от формы реализации, явится педагогическая эффективность.

Р. Каплин: В чем, на ваш взгляд, преимущества и недостатки электронного учебника по сравнению с традиционным (для библиотек, преподавателей, студентов)?

Д. Мамонтов: В электронном учебнике, в отличие от печатного, информация может быть представлена сразу несколькими способами: в виде текста, звука, анимации, видео и графики, что существенно повышает запоминание новой формации. Из психологических исследований известно, что при аудиовосприятии усваивается только 12% информации, при визуальном – около 25%, а при аудиовизуальном – до 65% информации. Отсюда вывод: использование современных возможностей мультимедиа в электронном учебнике позволяет оптимизировать процесс восприятия информации путем воздействия на разные центры головного мозга. Кроме того, только в электронном учебнике можно показать в динамике изучаемые объекты, используя эффекты анимации, интерактивные модели, диаграммы и схемы. Что, естественно, влияет на эмоциональное восприятие учебного материала, а также повышает мотивацию обучающегося к изучению предмета.

А. Рябинин: Действительно, преимуществ у электронного учебника над традиционным множество. Согласен с коллегой в части мотивации. Кроме этого, я бы выделил следующие плюсы э-учебников:

  • получение результатов изучения электронного курса обучаемым;
  • возможность получения практических навыков;
  • возможность индивидуального подхода;
  • навигация по курсу.

Минус один (и в последнее время он стирается) – нежелание признавать вышесказанное многими деятелями российского образования. Высокая стоимость разработки э-курса не является минусом, так как тираж твердой копии исчисляется деньгами, а тираж э-курса безграничен. В настоящее время вообще трудно найти такую сферу человеческой деятельности, для которой не был бы придуман электронный аналог. Поэтому думается, что со временем электронные учебники станут неотъемлемой составляющей любого обучения.

Р. Каплин: Как вы считаете, каковы перспективы у электронных книг и у традиционных?

Д. Мамонтов: Рост качества мониторов снизил остроту проблемы экранного восприятия электронного текста, однако чтение печатного продукта по-прежнему и комфортнее, и производительней. Возможно, электронная бумага откроет новый этап истории учебника – он станет действительно индивидуальным. Говоря о перспективах использования э-учебников, хочется отметить тот факт, что компьютерные технологии с каждым днем занимают все больше места в жизни человека. Еще недавно такие вещи, как электронная почта, интернет-магазин, электронный документооборот, электронные платежи и т.д. были явлениями новыми и малоиспользуемыми. Однако сейчас они стали обыденной частью нашего существования, мы оценили удобство и быстроту этих технологий. Надо сказать, что в настоящее время вообще трудно найти такую сферу человеческой деятельности, для которой не был бы придуман электронный аналог. Поэтому думается, что со временем электронные учебники станут неотъемлемой составляющей любого обучения.

А. Рябинин: Наверное, твердая копия когда-нибудь-таки станет раритетом, лично я уже давно перешел на чтение научной и художественной литературы «с экрана».

Р. Каплин: Опишите, пожалуйста, читательскую аудиторию э-учебников (есть ли статистика по возрастам, социальному статусу и т. п.?)

А. Рябинин: Выделить средний возраст аудитории, работающей с э-курсами, довольно сложно, так как все это люди, знакомые с компьютером и тяготеющие к знаниям. Но, наверное, все-таки по «долгу службы» чаще всего э-курсами пользуются студенты.

Использование мультимедиа позволяет оптимизировать процесс восприятия информации путем воздействия на разные центры головного мозга.

Д. Мамонтов: Если говорить о компании Competentum, то основной аудиторией являются старшеклассники и абитуриенты – на их долю приходится около 90% электронных учебников, выпущенных на CD и доступных в интернете. Остальные 10% составляют учителя, которые используют электронные учебники для проведения своих уроков. Значительный пласт пользователей, который пока недостаточно охвачен, - это люди, испытывающие потребность расширить свои знания и повысить квалификацию (в соответствии с концепцией «обучения в течение жизни»). Возможно, именно э-учебники и курсы смогут радикально изменить ситуацию в последипломном образовании, особенно в областях, требующих регулярного обновления - медицине, фармации, компьютерных технологиях, науке.

Р. Каплин: Методика расчета стоимости традиционных учебников нашим читателям известна. А из чего складывается цена на электронный учебник? Другими словами: как посчитать экономику производства э-учебника?

Д. Мамонтов: Цена на электронный учебник складывается из трех составляющих: затраты на приобретение авторских прав на контент, затраты на разработку оболочки и мультимедиа и затраты на доставку учебника пользователю. Благодаря развитию интернета и возможности продажи доступа к курсу (учебнику) по запросу, третью составляющую удается несколько снизить. В целом производство образовательных программных продуктов не является сверхприбыльным ни в секторе розничных продаж, ни в заказной разработке (даже федерального уровня).

А. Рябинин: Мы пользуемся несколько иной схемой. В первую очередь, необходимо определить объем разрабатываемого учебника и его сложность. Объем определяется по исходным материалам (оценивается электронная версия какого-либо учебника). Сложность определяется задачами и целями будущего электронного курса и может варьироваться, как я уже говорил, от хранилища данных до развивающей среды. Конкретная стоимость учебника складывается из стоимости следующих работ:

  1. Разработка сценария (может составлять от 60% бюджета всего курса);
  2. Подготовка медиа-материалов, таких как иллюстрации, видео, аудио, анимация и т.п. (до 70%);
  3. Разработка шаблона («движка») для электронного курса (около 5%, если это не уникальна разработка);
  4. Сборка, настройка и отладка курса (от 10 до 30%).

Р. Каплин: А как обстоят дела с авторскими правами при разработке э-учебников?

Д. Мамонтов: Все компоненты курса должны соответствовать закону об авторском праве и Гражданскому кодексу РФ. Это удорожает разработку, но другого пути нет. Конечно, это приводит к укрупнению фирм, выпускающих образовательные программные продукты, но в силу специфики ценовой ситуации мало сказывается на конечных пользователях.

А. Рябинин: Как правило, речь об авторском праве возникает в академической среде, при разработке корпоративных курсов такого вопроса у нас не возникало. Вообще, практика такая – вуз заключает с автором договор о том, что передает права на контент вузу и получает авторский гонорар. Соответственно, вуз имеет право распоряжаться контентом как угодно, при этом авторские права появляются и остаются у автора в момент написания им контента. Смежные авторские права на созданный продукт возникают в момент окончания его разработки, а вот имущественных и прочих прав у нас нет.

Р. Каплин: Спасибо за содержательные ответы!


Загрузка