2011—2012: Разработка электронных образовательных ресурсов нового поколения «История освоения космоса Россией» и «Мир современной техники»

Летом 2011 года компания «ФИЗИКОН» выиграла два новых конкурса Министерства образования и науки – конкурсы на разработку электронных образовательных ресурсов нового поколения социокультурной тематики. Из 5 тем нашей компании достались две – «История освоения космоса Россией» и «Мир современной техники».

В отличие от предыдущих проектов ЭОР НП данный проект разрабатывался с учетом новых содержательно-технических требований к электронным образовательным ресурсам ЕТТ-2011. В них были существенно уточнены инновационные качества ЭОР (интерактивность, мультимедийность, кроссплатформенность и другие), определен порядок экспертизы и приемки ЭОР. Спецификация SCORM 2004 стала основным требованием по упаковке ЭОР и обеспечению совместимости с системами дистанционного обучения. В этих системах новые ЭОР могли воспроизводиться в практически любом веб-браузере – без использования сторонних плееров.

Проект начался с разработки концепций, в которых были представлены подробнейшие рубрикаторы по каждому из лотов, описан принцип формирования ЭОР, их содержательного и методического наполнения, сформулированы основные дизайн-эргономические подходы. Разработчики приняли решение отойти от стандартной для ЭОР схемы И-П-К (теория-практика-контроль), ведь электронные ресурсы разрабатывались для факультативных предметов, аттестация по которым не предусмотрена. Вместо этого каждый модуль разбивался на несколько сцен, на которых представлялись содержательная информация по теме модуля и элементы самоконтроля в форме интерактивных заданий различных типов (чаще других – на сопоставление, классификацию, упорядочивание, указание на рисунке, выбор вариантов ответа). Было разработано несколько шаблонных схем для интерактивных компонентов теоретических сцен: интерактивные блок-схемы, интерактивные рисунки, интерактивные таблицы, ленты времени. В курсы вошли несколько десятков игровых модулей – по мотивам популярных телевизионных игр «Кто хочет стать миллионером?», «Сто к одному», «Интуиция», «Своя игра» и других.

Изюминкой курсов стали интерактивные элементы виртуальной реальности – трехмерные модели космических аппаратов (часто – с внутренней начинкой) и технических устройств, сферические фотопанорамы космических музеев, космодромов и технических сооружений. География служебных командировок сотрудников компании отличалась большим разнообразием – от Подмосковья, где расположены РКК «Энергия», Звездный городок, авиационные музеи, до музеев в Санкт-Петербурге, Калуге, Самаре, Ростове-на-Дону, Саратове и настоящих космодромов – Байконура и первой советской площадки «Капустин Яр».

В качестве основы дизайна был принят популярный в те годы стиль Air, в котором оформлялись операционные системы Windows Vista и Windows 7.

За полтора года по каждой из тем были разработаны 360 модулей. Все они прошли тщательную экспертизу в четыре этапа (внутреннее тестирование компании-разработчика, содержательная экспертиза ФИРО, техническая экспертиза IBS и независимая экспертиза НФПК). Благодарим кураторов проекта со стороны НФПК – Авдееву Светлану Михайловну и Шумихину Татьяну Алексеевну, экспертов ФИРО и IBS за ценные замечания, позволившие существенно улучшить качество ЭОР.

Готовые модули были размещены на портале «Электронные образовательные ресурсы» и некоторых других веб-ресурсах. Онлайн-версия курса «История освоения космоса Россией» к 61-летию первого полета человека в космос была размещена на портале «College.ru», а DVD-версия, дополненная событиями второй половины 2012 года, была издана компанией «ФИЗИКОН» в феврале 2013 года.