2006—2007: Разработка электронных образовательных ресурсов модульной архитектуры по физике и естествознанию

В рамках Федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО) в 2006 году был организован конкурс на разработку электронных образовательных ресурсов (ЭОР) нового поколения – высокоинтерактивных мультимедийных Интернет-продуктов, обеспечивающих все компоненты учебного процесса. Из 10 лотов по основным предметам школьного образования компания «ФИЗИКОН» выиграла лот «физика». Кроме того, в сотрудничестве с «Академией АйТи» компания «ФИЗИКОН» активно участвовала в работе над ЭОР по другому лоту – «естествознанию».

Проект – впервые в практике ФАО – длился 1,5 года. Всего за это время в соответствии с условиями конкурса было разработано 1000 электронных учебных модулей (ЭУМ) по физике и 500 ЭУМ по естествознанию. Кроме того, были разработаны модули методической поддержки, благодаря которым учитель мог узнать, каким образом использовать ЭУМ в учебном процессе.

Каждый электронный учебный модуль соответствует фрагменту урока и направлен на решение одной из трех основных педагогических задач – предоставлению теоретического материала (так называемые информационные модули ), выполнению практических заданий и виртуальных лабораторных работ (практические модули ) и контролю усвоения знаний (контрольные или аттестационные модули). Обычно модули проектируются так, что время работы учащихся с ними составляет 15-30 минут. В состав модуля может входить текстовый материал, иллюстрации, видеоматериалы и анимации, звуковое сопровождение, интерактивные компоненты (включая интерактивные задания). Внутренняя структура модуля подчиняется жестким правилам, заданным в техническом задании; благодаря этому модули могут воспроизводиться в специальном клиенте – ОМС-плеере, имеют стандартизированный внешний вид и интерфейс. Небольшие размеры модулей делают возможным их доставку пользователю через Интернет.

 

Все подготовленные модули прошли строгую многоэтапную экспертизу (техническую, технологическую, содержательно-педагогическую). К концу 2007 года все учебные модули были выложены на портал Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru). Помимо модулей по физике и естествознанию, на нем можно найти ЭУМ по математике, химии, биологии, географии, русскому языку, истории, иностранному языку, мировой художественной культуре.

В настоящее время Республиканский мультимедиа-центр разрабатывает новую версию ОМС-плеера, позволяющую, в частности, воспроизводить ЭУМ под различными операционными системами (в частности, Linux). В 2008-09 году компании-участники конкурса проводят доработку своих модулей с целью поддержки кроссплатформенности.

Как учитель может использовать ЭУМ на уроках?

  • Информационные ЭУМы используются для демонстрация анимаций видео-фрагментов, и интерактивных моделей с помощью проектора или на экранах компьютеров
  • Практические ЭУМы – для проведения лабораторных и самостоятельных работ, организации творческой работы на уроке, игр и практикумов по решению задач;
  • Аттестационные ЭУМы – для проведения контрольных работ и тестов на уроке.

Как ученик может использовать ЭУМ в процессе обучения?

  • Информационные ЭУМы используются для изучения теории (в дополнение к учебнику), повторения изученного материала, просмотра анимаций и видеофрагментов, работа с интерактивными моделями,
  • Практические ЭУМы – для выполнения домашних заданий различного типа (лабораторная работа, тесты и практикумы), самостоятельного изучения нового материала в рамках виртуального мира,
  • Аттестационные ЭУМы – для прохождения тестов и выполнения контрольных работ в домашних условиях для самоконтроля.

Что такое модуль методической поддержки?

Модуль методической поддержки (ММП) задает последовательность ЭУМ, составляющих курс обучения по определенной траектории.

ММП содержат:

  • Поурочное планирование с интегрированным в него списком ЭУМов.
  • Методический анализ темы.
  • Разноуровневые задания. Контроль знаний учащихся.
  • Модели уроков. Рекомендации по структуре уроков. Рекомендации по формированию ключевых компетенций.
  • Основные способы использования ЭУМов различных типов.
  • Рекомендуемые темы рефератов.
  • Рекомендуемые темы проектной и научно-исследовательской работы учащихся.